«Золотой сон» человечества

Гипноз был, есть и будет неотъемлемой частью медицины.
Скажите «гипноз» — и у половины из ваших собеседников возникнут какие–то нехорошие ассоциации. Цыгане, подсадные ассистенты иллюзионистов... В общем, облапошивание публики. Нечто подозрительное, как магия или НЛО, во что интеллигентный человек никогда не поверит. Не кролики же мы, в конце концов, чтобы трепетать перед удавом–гипнотизером?

«Гипноз был, есть и будет неотъемлемой частью медицины, — улыбнулась в ответ на мои наивные расспросы заведующая отделением психотерапии Минского детско–подросткового психоневрологического диспансера Ольга Гладкевич. — Предубеждение против него действительно существовало, когда этот феномен был недостаточно изучен. Но сейчас и психотерапевты, и психологи, и даже дантисты на Западе активно применяют гипноз в своей практике, с помощью него лечится множество заболеваний, а самих техник введения человека в подобное состояние известно несколько десятков». С этими словами Ольга Сергеевна продемонстрировала мне свою «волшебную палочку» — металлический шарик на длинной ручке. Таким реквизитом со сногсшибательным успехом пользовался еще венский врач Месмер в XVIII веке. Он облачался в особые лиловые одежды, приглушал свет и врачевал пациентов под музыку своего друга Моцарта с помощью шарика–маятника или крутящегося диска. Судя по всему, гипноз был известен даже древним эллинам. Как свидетельствуют манускрипты, больные приходили в храм бога Асклепия, засыпали под молитвы жрецов и просыпались, чувствуя заметное облегчение, причем большинство слышало во сне голоса. Чем, скажите на милость, не гипноз? Не «искусственный сон»? Впрочем, правильнее считать гипноз сном неполным, при котором среди моря залитых торможением спящих нервных клеток мозга остается небольшой островок клеток бодрствующих, возбужденных, настроенных на восприятие определенного раздражителя — команд и внушений гипнотизера. Нечто подобное знакомо и братьям нашим меньшим. Кролик «каменеет» с широко раскрытыми глазами при виде змеи, птица — в лапах у кошки. Это своеобразная защита нервной системы. Долгое время «искусственный сон» воспринимался как волшебство, не имеющее объяснения чудо, немало загадок задает он и до сих пор, но главную наука расшифровала: гипноз — всего лишь одно из миллиона трансовых состояний (когда внимание сконцентрировано на каком–нибудь внутреннем или внешнем объекте). А уж в транс человек впадает десятки раз в течение дня. Причем с большой для себя пользой.

Случалось ли вам полностью отключаться от внешнего мира? В задумчивости пропускать нужную остановку? Уходить в себя в самый, казалось бы, неподходящий момент? «Эй, очнись!» — возвращают вас к жизни окружающие, и вы начинаете мысленно ругать себя за рассеянность. А зря. Вы были в трансе, во время которого нервная система самовосстанавливалась, прорабатывала в бессознательном состоянии ваши проблемы и искала пути их решения. Любая монотонная деятельность способствует такому целительному состоянию. Даже щелканье семечек: ими население, по мнению психотерапевтов, неспроста увлеклось именно в полные потрясений годы перестройки. Что уж говорить о рыболовах и грибниках: вот чьи хобби в прямом смысле слова греют душу! Одна дама нашла для нервной системы другое отдохновение — каждый вечер она, как автомат, перебирала по зернышку гречку на кухонном столе. Домашние пребывали в шоке, пока врач не объяснила им, что это отнюдь не признаки старческого маразма, а нормальный, здоровый, если хотите, транс...

Давно прошли времена месмеризма, времена бородатых факиров с испепеляющим взглядом и непременным метрономом в руке. Сегодня в сон погружают и словом («Полностью расслабьтесь! Веки становятся тяжелыми» и т.п.), и делом — при помощи поглаживаний, жестов, ароматических палочек, глубокого дыхания и даже, не удивляйтесь, внезапного грохота за спиной, толчков и вспышек пламени. Детей психотерапевты вводят в транс, рассказывая истории и сказки. Но чаще всего гипнотизеру не нужно ни специальной комнаты, ни специального кресла, ни специального освещения, ни чудо–предметов. Вас могут просто попросить сосредоточиться на собственных ощущениях, осознать вес руки, край рукава и т.д. — и вы, сами того не замечая, погрузитесь в лечебный транс. Кстати говоря, необязательно глубокий. Иногда пациенту вообще кажется, что он прилег на пару минут, очнувшись, он даже начинает подшучивать над врачом. Но тут его взгляд падает на часы — и (о ужас!) обнаруживается, что на кушетке он провел 2 часа. Когда–то считалось, что гипнозу поддаются не все: мол, 15 процентов населения в ответ на все ухищрения гипнотизера и бровью не поведут. И наоборот, есть «превосходные сомнамбулы» — идеально податливые клиенты (на таких, между прочим, учились гипнотизировать перед Второй мировой войной западные студенты). Многое, конечно, зависит от личности гипнотизера, его уверенности в себе и его искусства. А еще — от доверия и готовности пациента подчиниться. Ведь «взломать» личность практически невозможно, если бессознательно человек не даст на то согласия, и абсолютно невозможно внушить что–то, что противоречит его внутренним принципам. Другое дело, что кое–кому гипноз противопоказан в принципе — людям с бредовыми формами психоза, паранойяльными настроениями и т.п.

Строго говоря, гипнотизер — лишь посредник, который помогает человеку мобилизовать внутренние ресурсы. Они есть всегда, но запрятаны так глубоко, что не всякий их отыщет. Ольга Гладкевич сравнивает их с залежами нефти. Например, воспоминания о хорошем — поездках, встречах, картинах природы — это та энергия, которой мы бессознательно подпитываемся целую жизнь. Даже у старика светлеет лицо, когда он вспоминает, как в детстве лазил по яблоням или лежал на стоге сена. Мы можем добывать такую «нефть» самостоятельно, через узкий и неглубокий канал. Но профессионал пробурит для нашего здоровья настоящую «скважину». И гипноз в разработке собственных «месторождений» нам только поможет.


Кролики без удавов

Человеку свойственна тяга к мистике. Если уж австрийцев обвиняют в повышенном интересе к услугам шаманов, то чего ждать от широкой славянской души? Не потому ли нет у нас, наверное, ни одной семьи, которая бы не пострадала от уличных гадалок? Хотя, по мнению медиков, гипнотически действует не какой–то особый цыганский гипноз, а сама вера в него. Не хотите в очередной раз стать доверчивым «кроликом» — помните про правила игры с «удавом».

Никогда не смотрите в глаза гадалке. Потому что пристальный взгляд и есть один из способов введения в транс. Откроем маленький секрет: психотерапевты во время сеансов смотрят только на переносицу, потому что гипноз — палка о двух концах: загипнотизировать можно не только клиента, но и себя самого.

Сигнал тревоги — гадалка начинает размахивать руками, быстро ходить вокруг, а то и легонько похлопывать вас по животу или солнечному сплетению. Это она уже переходит к более агрессивной технике. Товарки ей стараются помочь — окружают вас, «грузят» ваши уши чем–то бессвязным, причем в больших количествах. Сознание не способно переварить эту информацию и отключается, открывая для воздействия подсознание. И вот вы уже в трансе, застыли как истукан.

Не стоит обижать, оскорблять гадалку. Во–первых, людей вообще не надо унижать, а во–вторых, лучше уж дать ей какую–то мелочь, которая лежит в кармане, чем услышать вслед проклятия. Но не открывайте кошелек! Когда на вас направляют такой мощный энергетический заряд, дурное слово может пробить психологическую защиту. Вот почему самое лучшее — просто обходить табор стороной, не поддаваться порыву и держаться подальше от людей, которые вам что–то навязывают, пусть и золотые горы.

Если вас все–таки атакуют — «переверните» ситуацию, введите в транс цыганку! Скажите ей что–то неожиданное: «Какая у вас дырка сзади на юбке!» или «А вот идет милиционер».


Все в трансе!

* Впадают в транс самыми различными способами. Не можете оторваться от телевизора, увлечены беседой, захвачены детективом? Поздравляем, вы в трансе. Специалисты считают, что идеальная продолжительность транса — 20 минут, тогда запускаются механизмы самовосстановления организма, а полный сеанс длится 1,5 часа.

* Плавание на длинные дистанции — тоже трансовое состояние. Как и ходьба, которая, кстати, особенно эффективна, если ваши глаза постоянно двигаются вправо и влево, что–то рассматривая. Отмечено, что пешие прогулки по аллее среди волнующейся листвы помогают человеку преодолеть усталость и депрессию.

* Прекрасный, проверенный для самогипноза вариант — рассматривание красивых ландшафтов.


Что лечит гипноз?

Медики–гипнотизеры чрезвычайно щепетильны и считают, что лечат прежде всего больного, а не болезнь. И делают это чрезвычайно успешно, особенно если речь идет о:

— тревожных расстройствах,

— неврозах,

— бронхиальной астме,

— энурезе,

— ожирении,

— алкоголизме, табакозависимости,

— половых расстройствах,

— экземе,

— бессоннице,

— болезнях, вызванных стрессом.

Кроме того, гипноз улучшает состояние пациентов, перенесших инфаркт или страдающих повышенным артериальным давлением. А американцы обнаружили в «искусственном сне» еще и исключительные седативные и обезболивающие свойства, в том числе во время родов. В общем, «спите» себе на здоровье!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter