Золотой «откат»

Контроль за госзакупками позволит сберечь России триллион казенных рублейВступивший в России в силу 1 января 2006 года Закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» уже был изменен три раза. Но, похоже, к концу года он будет переделан еще раз.

Совет Федерации внес в Госдуму очередной, уже четвертый законопроект с поправками. Председатель комиссии по естественным монополиям Совета Федерации Николай Рыжков объяснил, что «цена вопроса – три триллиона рублей. Именно такая сумма предусмотрена в бюджете 2007 года на госзакупки. Это 40 процентов бюджета. Но закон не защищает интересы отечественных товаропроизводителей, в результате огромный кусок  госзаказа достается  посредникам и иностранным фирмам, а российским предприятиям остаются лишь рожки да ножки».
Аукцион по пошиву униформы для Минобороны  выигрывает  московский ресторан. Аукцион по производству тушенки для Госрезерва выигрывает московская строительная компания. И тут же предлагает Белгородскому мясокомбинату изготовить ее по мизерным ценам. «Руководитель мясокомбината, который делает эту тушенку еще с царских времен, вынужден согласиться, чтобы иметь возможность заплатить рабочим и расплатиться за электроэнергию», – сказал Николай Рыжков на совещании   руководителей предприятий, организаций и промышленных союзов,  состоявшемся в Совете Федерации. Где, собственно, и обсуждалась проблема конкурсов и аукционов, предусмотренных  94-м Законом.
Генеральный директор дорожно-строительной компании «Автобан» Алексей Андреев  рассказал: «Накануне торгов ко мне приезжают разного рода личности и говорят: «Дай денег – или мы будем участвовать в конкурсе и демпинговать. А то и по судам затаскаем». В результате громадные бюджетные деньги могут попасть в руки фирм «Рога и копыта», у которых нет за душой ни асфальтовых заводов, ни  дорожной техники».
О масштабе проблемы, возникшей в связи с правом участия   иностранных фирм в аукционах, что предусматривается 94-м Законом, свидетельствует много фактов. «До сих пор неизвестно, кто выиграл конкурс по некоторым объектам «ЮКОСА» и кому досталось четырехмиллиардное состояние российской нефтянки», – заявил вице-президент Российского союза товаропроизводителей Григорий Харченко. По его мнению, надо зафиксировать норму о том, что госзаказ является одной их форм поддержки отечественных товаропроизводителей.
Депутаты же Госдумы видят главный недостаток закона в его  неспособности противодействовать коррупции.
«Принятие 94-го Закона несколько снизило уровень коррупции в сфере госзакупок. Однако правовой потенциал закона пока используется не полностью», – заявил  председатель Комиссии по противодействию коррупции Госдумы Михаил Гришанков. Он привел данные специалистов Национального рейтинга прозрачности, которые оценивали экономический эффект от вступления в силу закона в 2006 году. По приблизительным оценкам, около 100 миллиардов рублей, то есть 4 процента совокупного объема заказа, удалось  сохранить от расхищения. По мнению председателя  Комитета Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартина Шаккума, принятие закона позволило сберечь для бюджета за первое полугодие 2007 года более 70 миллиардов рублей.
«Однако коррупция остается наиболее острой и злободневной проблемой в системе госзакупок,  и, несмотря на уменьшение воровства, ущерб от необоснованного завышения цен при осуществлении госзакупок только в 2006 году составил около 300 миллиардов рублей», – считает  М. Гришанков.
Его позицию разделяют участники «круглого стола», состоявшегося в Госдуме.
Начальник управления Федеральной антимонопольной службы по контролю за размещением государственного и муниципального заказа Михаил   Евраев заявил:  «При выходе данного закона на  штатную работу вполне возможна значительная доля экономии бюджетных средств по всем трем уровням бюджетной  системы: по муниципальным, региональным и на федеральном. Экономия составит до одного триллиона рублей ежегодно, или до 40 миллиардов долларов. Это абсолютно реальные цифры, для этого просто нужно навести полноценный контроль в нашей стране».
Полноценный контроль в понимании представителя ФАС   основывается на том, что с 1 января  2008 года  вся сфера государственного и муниципального строительства переходит  на аукционы.  Если сейчас  аукционный перечень товаров, работ и услуг  не превышает 25 процентов, то со временем он будет расширяться. С 2010 года все аукционы по размещению государственных и муниципальных заказов переводятся на электронную систему оповещения и проведения  аукционов.
Однако эксперт Комитета «Опора России» по антикоррупционной деятельности Валерий Малиновский считает эти меры недостаточными: «Существует достаточно серьезное давление со стороны властей на тех, кто хочет участвовать в торгах». Предприниматель  сто  раз подумает, прежде чем подавать заявку. Часто  администрации не хотят, чтобы некоторые предприниматели участвовали в конкурсах, и мстят им в случае, если в результате их участия в аукционе заказ уходит не тому, кому надо.
94-й Закон предусматривает штраф за нарушения при проведении аукционов. Любой грамотный человек понимает, что лучше заплатить штраф в  20 или 50 тысяч рублей и при этом получить «откат» в несколько миллионов рублей. Никакие электронные торги без введения ответственности не помогут.
«Мы предлагаем более ускоренными темпами рассмотреть поправки в Уголовный кодекс, которые вводят ответственность за такие деяния. До тех пор, пока норма прибыли на госзакупках будет составлять сотни тысяч процентов без какой-либо ответственности за нарушение этих госзакупок, этот коррупционный бизнес будет все равно процветать», – уверяет В. Малиновский.
Такая решительная мера, однако, не вызвала поддержки у участников обсуждения в Госдуме.
«Принимая участие в работе над 94-м Законом, я сталкиваюсь с тем, что сплошь и рядом звучат требования об усилении ответственности, в том числе об уголовной. «Стрелять и конфисковывать» – все обсуждения начинаются и заканчиваются этими словами, – утверждает главный  советник Государственного правового управления администрации президента Валерий Михайлов. – Нужно сосредоточиться на совершенствовании нормативного регулирования, на расшивании узких мест, а их очень много. Вопросы, так скажем, репрессивного свойства есть кому и без нас решать».

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter