Золотое яблоко судьбы

Свое эссе о малой родине поэтесса Раиса Боровикова назвала «Золотое яблочко судьбы»
Свое эссе о малой родине поэтесса Раиса Боровикова назвала «Золотое яблочко судьбы»: в ее родных Пешках на Спас возле церкви ехали телеги, груженные фруктами, и медовый запах «каштэлей» запомнился на всю жизнь. В том же эссе Раиса Андреевна рассказала, как ее дед на все вырученные на ярмарке за крестьянский товар деньги купил большое зеркало в раме из слоновой кости, а во время войны прабабушка поэтессы только и успела выхватить из горящей избы то зеркало.

Поэтическое восприятие мира, наверное, в том и заключается, чтобы не рассуждая спасать и создавать красоту.

ОТ СЛАВЫ НЕКУДА ДЕВАТЬСЯ

— А помните, Раиса Андреевна, что вдохновило вас на первое стихотворение?

— Я была в 6–м классе, когда в океане потерялась баржа с советскими военнослужащими. Их искали две недели. А когда нашли, каждый день по радио рассказывали, как те боролись за жизнь, варили гармонь и кирзовые сапоги, чтобы не умереть с голоду. И меня это настолько впечатлило, что я написала стихотворение. Поскольку это была тема дня, моя учительница послала произведение в районную газету, и его сразу напечатали. 

Тогда парты почему–то были покрашены черной краской, и мы, чтобы не пачкались на локтях платья, носили нарукавники или подстилали газету. И я купила целую стопку газет со своим стихотворением. Сидела, конечно, боком, чтобы моя публикация была видна. Ну а после такой славы... Куда было деваться? Стала посещать литературный кружок в школе, затем — при «районке». Туда приезжали восьмиклассник Алесь Рязанов, юный Анатолий Козлович, поэтесса Зина Дудюк. Присылала стихи Нина Матяш...

— То есть вы пришли в литературу в шестидесятых, во время «оттепели»?

— «Оттепель» почувствовалась только тогда, когда я поступила в Литературный институт в Москве. Тогда все только об этом и говорили — репрессии, Солженицын... В родной Березе я не слышала о репрессиях. Не помню и особого идеологического давления. Как–то на школьный новогодний утренник я сделала костюм попугая. Съездила в деревню к бабушке, набрала гусиных перьев, покрасила гуашью, нашила на юбочку и кофту. Хотелось быть птицей заморской.
Полная общага поэтов, а стихи почитать некому

— В Литературном институте вы оказались в каком году?

— В 1966–м. Золотые годы литературы! Такие еще будут, наверное, в середине века. Интерес к книге возникает периодически. Ахматова вспоминала, что в Париже 1910–х в кафе все спорили о политике, литературой никто не интересовался, и если покупали сборники поэтов, то из–за виньеток. И вдруг в 1960–х — такой интерес к стихам во всем мире! Хотя еще в 1950–е подписываться на собрания сочинений заставляли, а в 1960–х люди сами раскупали все что можно. В Москве столько было желающих попасть на вечер в Центральный дом литератора, что конная милиция порядок наводила!

— А кто из известных писателей вместе с вами учился в Литинституте?

— Курсом старше — Юрий Кузнецов вместе с нашим земляком Миколой Федюковичем. Он, кстати, был влюблен в их однокурсницу, поэтессу Батиму Каукенову, которая потом стала женой Кузнецова. У Миколы даже стихи есть «Батима ты моя, Батима». Часто виделась с Николаем Рубцовым. Он был «вечным заочником»: приезжал будто бы на сессию и останавливался в общежитии Литературного института. Любил поерничать, был острый на язык, язвительный. Всегда ходил в шарфе цвета бордо. Когда читал стихи — прикрывал глаза. В лестничных пролетах общежития на каждом этаже напротив лифта висели портреты классиков — Пушкина, Лермонтова, Гоголя.

Рубцов те огромные портреты снимал, утаскивал в свою комнату и читал им стихи. У нас была вахтерша тетя Дуся, и вот однажды она делает обход после 12 ночи. И видит, что нет портрета Пушкина! Кто–то и доложил, что, наверное, опять Рубцов забрал. Скандал! Коля объяснил: «А мне хотелось с ним поговорить!». Полное общежитие поэтов, а ему почитать стихи некому.

— А о смерти Рубцова вы как узнали?

— Это было зимой, мы учились на последнем курсе. Все были в шоке. Его жену никто не знал, рассказывали друг другу о подушке, которую она положила мужу на лицо, и он задохнулся. Что ж, Коля был невысокий, щуплый, не богатырь, так сказать. Но человек очень добрый. У нас с ним сложились очень душевные отношения. Потому что у меня была большая дружба с Владимиром Максимовым, знаменитым писателем–диссидентом, а Коля его знал и очень уважал. 

У него даже есть стихотворение «Анютины глазки», посвященное Максимову. И поэтому, когда у меня возникали недоразумения с Владимиром Емельяновичем, я советовалась с Рубцовым. И тот очень меня поддерживал. Учился на Высших литературных курсах Саня Вампилов, он очень хорошо относился к студентам из Белоруссии, интересовался, что у нас пишут.

40 — САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ ВОЗРАСТ

— А на «стадионных чтениях» бывали?

— На стадионы не ходила, а на литературные вечера — часто, нам давали пригласительные. Заявляли о себе Евтушенко, Вознесенский, Рождественский, Ахмадулина, Окуджава... Впрочем, думаю, что белорусское поэтическое поколение того времени было не менее звездным. Да и в прозе сколько имен... Быков, Мележ, Адамович, Короткевич, Шамякин... Им всем тогда было около 40. Может, потому и сегодня меня тянет к творчеству тех, кому 40. Думаю, это самый интересный возраст — тут и литературный опыт, и еще много сил.

— К сожалению, из сегодняшних сорока–с лишним–летних писателей мало кто смог остаться в литературе как в профессии. Кто преподает, другие в бизнес ушли.

— Это, к сожалению, знак времени. Жаль... Ведь литература — это вечное... Пройдет два–три столетия, из каких источников узнают о нас, сегодняшних? Интернет — виртуальный мир. Мгновение — и информация исчезла. А вот Короткевича будут читать всегда.

— А какая встреча с Владимиром Семеновичем вам наиболее запомнилась?

— Как–то я пришла в Союз писателей на улице Энгельса, но никого не застала — секретари и консультанты приходили в два часа. Решила подождать на лавочке во дворе. А на той лавочке — Короткевич. Подсела к нему... Разговорились... Было очень солнечно. И вот он сидит напротив солнца, и я вижу, что у него разного цвета глаза. Один — зеленоватый, с мелкими коричневыми крапинками, а другой — серо–зеленый. Часто приходил Владимир Семенович и в «ЛiМ», где я работала с 1972 по 1977–й. И однажды главный редактор очень Короткевича обидел. А у того недавно в Чехословакии вышли две книжки, в особенных глянцевых обложках. И Короткевич, ругаясь, трясет этими книгами: «Вось, мне з Прагi даслалi! Каб сонца засланiць, вушэй аслiных мала!».

— Что в ближайших творческих планах?

— Готовлю книгу прозы. Туда войдут повесть «Чорны вецер» и рассказы. На последней книжной выставке ко мне подходили молодые мамы и спрашивали, нет ли книжек стихов на белорусском языке для самых маленьких вроде «Наша Таня громко плачет». Меня такой запрос порадовал, и я приняла участие в проекте «Мастацкай лiтаратуры» и написала книжку для малышей.

СПРАВКА «СБ»

Раиса Боровикова родилась 11 мая 1947 года в деревне Пешки Березовского района Брестской области. Работала редактором на киностудии «Беларусьфильм», в газетах и журналах «Лiтаратура i мастацтва», «Чырвоная змена», «Алеся», возглавляла журнал «Маладосць». Автор сборников поэзии и прозы «Рамонкавы бераг», «Адгукнуся голасам жалейкi», «Каханне», «Люстэрка для самотнай», «Дрэва для райскай птушкi», «Сад на капялюшыку каханай», «Вячэра манекенаў» и др. Лауреат Государственной премии Республики Беларусь и Литературной премии имени А.Кулешова.

ФАКТЫ

В 1991 году Раиса Боровикова написала драматическую поэму «Барбара Радзiвiл», которая получила успешную сценическую жизнь. Книжка Боровиковой для детей «Галенчына «Я», альбо Планета Цiкаўных Хлопчыкаў» вышла тиражом 80 тысяч экземпляров. Одна из книг поэтессы называется «Казкi астранаўта», и автор в шутку называет себя «главным астронавтом Беларуси». Пунктами приземления пришельцев с планеты Мамурия в повести о приключениях Межпланетного пожарного стали город Брест и деревня Остромечево.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter