Золотое дно

Темы ресурсосбережения, повышения энергетической эффективности экономики, не раз затронутые «СБ», важны и актуальны...
Темы ресурсосбережения, повышения энергетической эффективности экономики, не раз затронутые «СБ», важны и актуальны. Но, по–моему, некоторые существенные аспекты рационального использования местных сырьевых и энергетических ресурсов ускользнули от внимания. С экономической точки зрения добыча многих ранее не пользовавшихся широким промышленным спросом полезных ископаемых, в том числе торфа, сегодня становится все более рентабельной.

В Беларуси в послевоенные годы более двух третей энергии вырабатывалось как раз на торфе. Это неудивительно: мы — одна из самых богатых этим сырьем стран, запасы превышают 4 млрд. тонн.

Но это только одна возможность использования ценного ископаемого. Я хочу напомнить о том, что современные технологии его переработки способны творить невероятные вещи. Известно более полусотни продуктов переработки этого природного сырья, начиная с удобрений и заканчивая сорбентами, красителями, герметиками, медицинскими препаратами и косметикой. Трудно перечислить все отрасли народного хозяйства, где могут применяться эти и им подобные продукты. Только для сельского хозяйства можно производить компосты и комплексные гранулированные удобрения, грунты для рассады, озеленения городских ландшафтов, стимуляторы роста и средства защиты растений, мелиоранты для зеленого строительства, в том числе на экспорт. На эти цели потребуется порядка 5 млн. тонн сырья в год. Представляете, какие перспективы?

Считаю, нужно усиливать контроль за целевым использованием ценного сырья. Разве нормально, что многие тысячи гектаров осушенных болот выведены из сельскохозяйственного оборота из–за деградации торфяного слоя? В основном по причине того, что вместо многолетних трав на корма возделывались зерновые, пропашные культуры. А сколько проблем из–за чрезмерно осушенных болот?! Одни горящие торфяники чего стоят...

Необходимо в кратчайшие сроки уточнить промышленные запасы ценного сырья, разработать основы использования его с учетом возможностей современной науки и потребности на внутреннем и внешнем рынках. Не расточительно ли продавать за рубеж торф по 20 долларов за тонну, а потом покупать там произведенный из него, например, активированный уголь за 3,5 — 4 тысячи долларов? При этом, имея возможность продавать в арабские страны мелиоранты, — уже есть соглашение — мы столкнулись с проблемой получения от Минздрава удостоверения о регистрации этой продукции. Это частные проблемы, но их нужно решать. Главное сегодня — создать единую для всех ведомств правовую базу добычи и использования ценного природного сырья. Считаю, что принятие закона «О торфе» и государственной программы его использования позволит снять большинство таких проблем.

И в завершение скажу, что, даже если мы будем добывать торфа в 5 раз больше, чем сейчас, его хватит не на одну сотню лет. Учитывая и то, что каждый гектар болот ежегодно прирастает на тонну этого сырья.

Иван ЛИШТВАН, академик НАН Беларуси.

Фото БЕЛТА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter