На санкциях против Беларуси и России наживаются как западные финансисты, так и чиновники

Золотое «дно»

Любая война несет не только жертвы, разрушения, страдания. Это еще большие возможности для заработка огромных денег. Да, на войне всегда и во все времена цинично сколачивали капиталы не слишком морально чистые дельцы. И сегодня на конфликте в Украине, гибридной войне Запада против Беларуси и России, санкциях, которые вгоняют в бедность подавляющее большинство европейцев (а жителей небогатых государств — в нищету), зарабатываются фантастические по размерам капиталы. Газовый кризис больно бьет по карману простых обывателей, душит промышленность, но для игроков на бирже наступили золотые времена. Впрочем, как и для других спекулянтов…

Скрытые и явные выгоды

Обогащаются и политики, с которыми лоббисты (или просто «правильные» люди) через партийные кассы или другие механизмы делятся сверхприбылью. Именно поэтому продолжают обсуждаться очередные санкционные пакеты на фоне трещащей по швам европейской экономики. А руководители самых демократических в мире государств (той же Германии) вполне спокойно взирают на развал собственной промышленности и не спешат инициировать дипломатические инициативы. Слишком выгодна сложившаяся ситуация очень узким, но, к сожалению, власть имущим западным кругам.
Санкции — это золотое дно. По крайней мере, для определенной категории людей, которые вхожи во властные коридоры. Это нам европейцы лапшу на уши вешают, что у них чиновники кристально честные, бескорыстные и от мозжечка до голеностопа проникнуты служением родному народу и демократии. На самом деле нормально у них все с коррупцией.
И на общеевропейском, и национальных уровнях. Причем в развитых странах механизмы отточены почти до совершенства. И с точки зрения инструментария, и нормативно-правовой базы.

Ведь как интересно устроена западная санкционная политика. Рестрикции вроде есть, но они подлежат обжалованию. Любое юридическое или физическое лицо, попавшее в черные списки, может обжаловать это решение. Формально — после публикации санкционных пакетов, фактически — еще на стадии их обсуждения. Такую возможность преподносят как высшую форму презумпции невиновности: мол, все имеют право отмыться от обвинений. Даже допускается самокритика: мол, европейская административная машина тоже не безупречна. Иногда дает сбои, ошибается. И свои промахи готова признавать и исправляться. Правда, при этом скромно умалчивают, какова цена вопроса!

Мир юмористов

Запад — это мир юристов, которых иные классики называли крючкотворами. И юридическая и судебная машина, разросшись до неимоверных размеров, уже стала самодостаточной и прекрасно выкручивает руки и своим гражданам, и чужим. 
Они пишут законы, что сам черт ногу сломит. Во многих странах только узкоспециализированный профессионал может правильно заполнить декларацию о доходах простого гражданина… И западные юристы прекрасно на всем этом зарабатывают. Собственно говоря, пример с транзитом через Литву в Калининград, почти детективный сюжет с турбиной для «Северного потока» ярко показывают — нередко европейцы сами до конца не могут ясно обозначить, какие ограничения они предполагали.
Никакой четкости, все размыто, покрыто туманом. А в мутной воде водится самая крупная рыбка.
Конечно, в Брюсселе, как и в других европейских столицах, не принято носить пачки долларов в коробке из-под ксерокса. Они люди приличные, законопослушные. Поэтому коррупцией занимаются в рамках нормативно-правовой базы, которую сами же и разработали. Все вопросы решаются через «правильные» юридические фирмы, гонорары которых измеряются миллионами долларов. Сложно сказать, насколько гениальные там трудятся правоведы, но вопросы они решать умеют. А между юристами на госслужбе и коммерческими происходит периодическая ротация. Некоторые еще и политикой занимаются.

В Британии с ее знаменитым на весь мир английским правом судья может запросто пойти в отпуск (на несколько месяцев) и в свободное от работы время выступить адвокатом по делу частного лица или коммерческой структуры. Причем в своем же суде. Получить огромный гонорар и снова вернуться к исполнению обязанностей судьи. И никакой коррупции! Все строго в рамках правовой базы.

Только бизнес

С секторальными санкциями тоже все обстоит хитро. С одной стороны, нельзя, например, покупать в Беларуси древесину, калийные и азотные удобрения и другие товары. Однако в любых европейских правилах есть исключения по логике «нельзя, но если очень нужно, то можно».
Докажешь, что поставка санкционки необходима для защиты жизни и здоровья людей, национальной безопасности и так далее и тому подобное, то такой западной компании родное правительство может выдать лицензию на разовую сделку или поставку определенного объема запрещенного товара.
Поэтому, думаете, Европа полностью отказалась от поставок белорусских и российских удобрений?! Вроде да, но нужные люди получают в западной юрисдикции лицензии и закупают у нас сырье. Да, в относительно небольших объемах. Но в этом же и соль!
Когда удобрения шли нормальным контрактным потоком, то цена за тонну в 300 евро считалась очень достойной и даже высокой. Сегодня котировки перевалили за тысячу долларов за тонну, а эксперты прогнозируют дальнейшее подорожание. Это очень выгодно и тем, кто выдает лицензии, и тем, кто их получает. Только бизнес, никакой коррупции!
Аналогичный сюжет прокручивается с нефтью и газом. Ну неинтересно делать бизнес, когда «Газпром» по длинным договорам и своим трубопроводам может поставить потребителям углеводороды в любых количествах в рамках разумного. А когда есть санкции, бизнес приобретает определенную остроту. 
С утра тысяча кубометров стоит 2800 долларов, к вечеру — 3500, потом — опять 2800. Прекрасные биржевые качели, на которых определенная категория дельцов отлично наживается. А западные политики на это смотрят если не равнодушно, то вполне спокойно. Хотя, по большому счету, уже могли бы единым коллективным Западом для спасения своей экономики и населения каленым железом (административным ресурсом) выжечь эту волатильность. Но, судя по всему, существующее руководство тех же европейских государств драматические истории и сюжеты энергетического кризиса вполне устраивают.

Собственно говоря, пандемия явно продемонстрировала, что на массовых бедствиях либеральные чиновники, администраторы и спекулянты (хотя там их именуют бизнесменами) умеют прекрасно зарабатывать. Намного больше, чем в спокойные времена. С 2020 года количество миллиардеров и миллионеров растет по экспоненте.
Точно так же, как и ширится прослойка малоимущих и тех, кто перешагнул за черту бедности. Как говорится, то ли еще будет! Так как конфликт в любой форме очень выгоден зарубежному истеблишменту. И они всячески будут разувать этот огонь. Ведь он приносит такие дивиденды!
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter