“Золото” сморгонского Парка Победы

Мемориал, создаваемый возле белорусского города Сморгонь на средства Союзного государства Беларуси и России, станет первым в мире памятником событиям первой мировой войны Презентация мемориала пройдет 18—19 мая в рамках международной научно-практической конференции “Беларусь в годы первой мировой войны. Сморгонщина: героизм, трагедия, память”. Заявки на участие в ней уже прислали ученые из Беларуси, России, Азербайджана, Украины, Литвы, Германии, Польши, Голландии.

Сморгонь для строительства мемориала выбрана отнюдь не случайно. Именно здесь в  1915 году, когда после Свентянского прорыва фронт проходил прямо по этому городку,  русские войска впервые остановили немцев, закрыв им дорогу на Минск и Москву. 810 дней, с октября 1915 года вплоть до декабря 1917-го, фронт разрывал город на две части, практически стерев его с лица земли (накануне Первой мировой войны в городе жило 16 тысяч человек, после нее осталось всего  154 человека). Из зданий уцелел только один католический костел, все остальные строения лежали в руинах.
 — Именно здесь, под Сморгонью, — напоминает директор здешнего историко-краеведческого музея Мария Майсевич, —  был воткнут в землю и первый штык, после чего началось братание солдат двух армий. В память об этом событии возле деревни Белая установлен памятный крест, который местные жители так и называют  — крест примирения.
Идея создания памятного знака в честь величайшего подвига и величайшей трагедии русской армии и белорусского народа в Сморгони витала давно. Поддержали ее  в Министерстве культуры и министерстве обороны республики. А во время обсуждения на уровне Союзного государства речь зашла о создании уже целого мемориального комплекса в честь событий той далекой  и незаслуженно забытой войны.
Первый камень будущего мемориала, состоящего из целого комплекса  памятных сооружений,   будет заложен во время конференции, а само строительство начнется в будущем году. Мемориал будет начинаться с величественного памятника в парке Победы, где шли особенно ожесточенные бои. Горку, на которой он будет установлен, до сих пор называют Золотой. Это название сохранилось с тех времен, когда на ней располагались немецкие оборонительные укрепления, и русским солдатам пришлось брать ее, что называется, золотой ценой, то есть с огромными потерями.
От Золотой горки по всему городу вдоль линии фронта, где проходили окопы, будет установлено девять памятных знаков с обозначением  полков, дивизий, воинских соединений русской армии,  которые защищали эти участки. А на другом конце города рядом с кольцевой дорогой появится еще один памятник солдату, воткнувшему штык в землю, — символический образ завершения войны.
С историей  Первой мировой войны связаны многие места Сморгонского района. В деревне Крево, например,  на территории средневекового замка остались два немецких дота начала века, а возле деревни Ходаки прямо в поле сохранился целый укрепрайон — пять блиндажей.  На кладбище в Борунах  есть могилы, в которых немцы со всеми почестями похоронили экипаж летательного аппарата “Илья Муромец”, погибшего над Крево.  Возле деревни Новоспасск  находится костел, который  был разрушен в годы Первой мировой войны и никогда не восстанавливался (в Беларуси таких храмов осталось  два). В новоспасском лесу сохранилось много захоронений погибших русских солдат. Участники конференции, в программу которой входит посещение этих памятных мест,  побывают также и  в усадьбе Огинского в Залесье, и  на месте бывшего госпиталя, развернутого для раненых русских солдат и офицеров дочерью великого русского писателя Льва Толстого Татьяной.
В дни конференции пройдет  выставка работ и презентация фотоальбома  Владимира Богданова, не первый год разрабатывающего тему Первой мировой войны. Его фотообъектив  запечатлел многие из тех объектов, что покинула на белорусской земле первая мировая — укрепления,  захоронения, окопы и церквушки. И этот проект Богданова, который называется  “Через 90 лет и линию фронта”, уже с успехом  экспонировался в Минске и многих других городах Беларуси.
В Сморгонском краеведческом музее собраны сотни любопытных экспонатов — воспоминания, фотографии, документы и их копии, творческие работы и личные вещи, напрямую связанные с событиями Первой мировой войны. Все это удалось собрать сотрудникам военно-исторического центра при музее,  один из которых Владимир Лигута.
Полковник Лигута долгое время служил в Сморгони начальником пограничного отряда. Как-то в  лесу возле деревни Белое он наткнулся на огромное воинское захоронение — заброшенное, неприбранное. Словно 90 лет земля хранила свои тайны, чтобы доверить их тому,  кто неравнодушно остановится у заброшенного дота, попытается прочесть надпись на подпорченном временем кресте.
Уволившись в запас, восстановление исторической памяти о Первой мировой войне Владимир Лигута сделал делом своей жизни. Не один, разумеется, а с помощью членов военно-исторического центра, созданного при музее. Конечно, целых девяносто лет — слишком большой срок, чтобы  восстановить все. Но, как человек военный, он знал, где искать. В московских архивах оказалось немало документов о людях, которые воевали здесь, на Западном фронте в ту  войну. Причем открытия поджидали его в совсем неожиданных местах. В одном из архивов, например, он обнаружил письма русских эмигрантов своим родственникам в Россию. Во многих посланиях — и воспоминания о событиях на Сморгонщине. Слишком много значила эта война в жизни русских офицеров, чтобы забыть о ней навсегда.
Владимир Лигута убежден и в том, что имена многих погибших в Первую мировую восстановить можно даже сегодня. В российских архивах ему удалось отыскать исключительные по важности документы — карты захоронений Первой мировой войны, каждая из которых подписана офицером топографо-геодезической службы. На них нанесены  координаты всех воинских кладбищ со списками погребенных. Более того, каждое кладбище сфотографировано зимой и летом — чтобы легче было отыскать. В этих могилах — солдаты русской армии: русские, белорусы, люди других наций.
 Так историческая память возвращает потомкам этот отрезок истории. Благо, что мы стремимся вспомнить, хотя бы с опозданием почти на век.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter