Золото самоварное

Охваченный внезапно нахлынувшей любовью Сергей объездил все деревни в округе, с металлоискателем облазил все чердаки, перерыл все свалки. Уже больше 15 лет с завидным упорством он ищет не золото, а старинные самовары.
Охваченный внезапно нахлынувшей любовью Сергей объездил все деревни в округе, с металлоискателем облазил все чердаки, перерыл все свалки. Уже больше 15 лет с завидным упорством он ищет не золото, а старинные самовары.

Любой человек, заметив грязный ржавый кусок железа, конечно, пройдет мимо. Жлобинчанин Сергей Подольный не любой, а, наверное, единственный, кто однажды этот хлам подобрал, принес домой, починил, вымыл, вычистил... и поставил на стол. Металлолом оказался старинным произведением фабрики Баташева. С тех пор этот признак «роскоши» и мещанства превратился для коллекционера в то, что одни называют хобби, а другие и вовсе считают болезнью.

Поначалу хозяева утвари, часто до неузнаваемости покореженной временем и людьми, с радостью избавлялись от ненужного старья. А когда весть о чудаке, по непонятным причинам гоняющемся за самоварами, разлетелась по всему району, задумались: «Может, и правда ценность какая?» Медное добро «за так» отдавать перестали, зато находили самовары сами и везли Подольному. Тот послушно торговался, но выкупал.

Чтобы придать своим экспонатам по–настоящему музейный вид, Сергей даже изобрел специальное средство для чистки и полирования. Секрет состава не раскрыл, но в мастерскую пригласил: повсюду натертые до блеска самовары и самоварчики, целиком и в разобранном виде, вокруг кисточки, молотки, специальные тряпочки, вата, поролон, какие–то пасты, растворители.

Собственной квартиры у семьи Подольных нет, поэтому Сергей приспособил под свое увлечение родительский дом, где уже оборудовал комнату–музей. В нее и перенесет более 40 самоваров, которые пока занимают все столы и тумбы в остальных комнатах. На каждом из них штамп с датой изготовления (почти все относятся к середине XIX века) и названием производителя.

— Между прочим, Баташевы, Тейле, Воронцовы и Шемарины выделялись в Туле как самые крупные фабриканты и считались «самоварными королями», — хвастается Сергей. — Продукция этих фабрик пользовалась особой популярностью. А баташевские самовары вообще своим качеством и отделкой прославились далеко за пределами России. После революции и национализации фабрика наследников Баташева была передана в ведение Тулпатронзавода.

Настольные на пару литров, походные армейские и трактирные на 6 ведер воды, латунные, медные, покрытые никелем или хромом сверху, посеребренные внутри, растапливаемые дровами и керосиновые на примусе. Интересно, что на каждый нанесено тиснение множества медалей.

— Награды фабрики получали на выставках за лучшую продукцию, — объясняет Сергей, — а потом образцы медалей клеймили на самовары. Больше всех вот на этом — баташевском! Вообще–то на фабриках шла только сборка готовых деталей и отделка. А создавали каждый из них вручную. Часто самоварных дел мастера жили далеко от города. Иногда целые деревни изготавливали одну какую–нибудь деталь.

Слушая увлекательный рассказ хозяина, понимаю, что для него это все–таки не простое увлечение. Собирая, кстати, не только самовары, но и разное другое ценное «старье», он старается одновременно изучать теорию. На этой почве стал завсегдатаем местного краеведческого музея, которому подарил немало найденных экспонатов. Почти в 30 лет механик по профессии осуществил давнюю мечту и поступил на истфак, где с удовольствием готовится к экзаменам и с упоением зачитывается книгами своих преподавателей.

— В нашей семье чай, конечно, пьют только из самовара, — не без гордости за сына рассказывает его мама Любовь Николаевна, наливая и мне из самовара с резным краником ароматный напиток. — А на природу мы выезжаем вот с этим огромным трактирным, там его и растапливаем. Очень часто окружающие принимают нас за коммерсантов, подходят и просят продать им чаю из этого самовара. Мы угощаем всех желающих!

— Вы бы видели, как он любуется своими самоварами, чуть ли не имя каждому придумал, — обреченно делится жена Людмила, — я знаю, что он часто от меня тайком покупает разный хлам, но молчу. Однажды, правда, разозлилась. Так он взял меня в свою «экспедицию» на какой–то заброшенный хутор. Там мы с ним все перерыли и, представьте себе, я тоже увлеклась.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter