Золото художественной самодеятельности

О художественной самодеятельности

В конце прошлого сентября побывал на ярмарке в Заславле. Медленно плыли серебристые паутинки. Ярко светило уже нежаркое солнце. На границе центральной площади города и старого сквера с громадными ветвистыми тополями торговали продукцией сельхозпредприятий. Торг шел бойко. Еще бы! Помидоры по 4.000 за килограмм, капуста — по 1.500, картошка — по 1.100. Морковь, свекла, цыплята, рыба, мед... Народа у торговых рядов — не протолкнуться. Не меньше — на самой площади, у эстрады. Выступали артисты художественной самодеятельности из деревни Петришки. Площадь восторженно хлопала. Особенно горячо приветствовали солистку в национальном наряде. Удивительной чистоты высокий голос взлетал над площадью жаворонком. И казалось, серебристые паутинки серебрятся еще пуще, а нежаркое солнце сияет еще ярче...


...В художественную самодеятельность я влюблен с детства. В автомобиле обязательно должен быть мотор. Без него машине не сдвинуться с места. Таким мотором в нашей школе был завуч Иван Иосифович Латушко. В его бытность плясали и пели все. Даже директор — степенный Степан Болеславович Плавинский. Пишу эти строки и словно слышу его переливчатый тенор: «Помню, я еще молодушкой была, наша армия в поход далекий шла...» Что же касается учеников... Иван Иосифович ставил белорусскую классику (например, купаловскую «Павлинку»). Писал для школьников куплеты на злобу дня. (Их в озорном, опять же придуманном учителем танце исполняли два Коли — Бриль и Аистенок. Пат с Паташонком — первый ростом по грудь второму. Забойный, как тогда говорили, был номер.) Иван Иосифович умел рассмотреть таланты, как мог огранить их и представить во всей красе. Так было с сестрами Верой и Зиной Гомолко. Они феерически исполняли самые разные по музыкальным составляющим и смысловому настрою песни. Мария Романовская училась в нашей школе в 9 — 10 классах. Первая школьная красавица — точеная фигурка, черные как ночь, слегка вьющиеся на висках волосы, бездонно–выразительные глаза. И голос. Негромкий, но удивительно проникновенный. С волшебно–завораживающими интонациями. В школе актового зала не было. Самодеятельные артисты выступали в сельском клубе. В первых рядах сидели бабушки в плюшевых жакетах и цветастых платках. В уголке, возле двери, несмотря на грозные увещевания завклубом Гени, мужики попыхивали дешевыми сигаретами. Когда Мария появлялась на сцене, сигареты быстро тушились. Зал замирал. «Человек придумал песню о рассвете, о дороге, о сердцах, что всюду вместе, о надежде и тревоге. Человек придумал песню, и слова такие в ней, словно было все известно человеку обо мне». Будто кто–то взрывал толовую шашку. От грохота аплодисментов, казалось, вот–вот рухнет клубный потолок...


Мне не нравится словосочетание «возрождение культуры». Культура, на мой взгляд, это некое уникальное сооружение из золотых брусочков. И каждый из них отлит десятилетия, а то и столетия назад. Зачем «возрождать» золото? С него нужно просто время от времени смахивать пыль. Художественная самодеятельность — один из таких брусочков. Тот, о котором говорят: мал золотник, да дорог. Ведь именно из его блеска, как Афродита из лазурной пены, появлялись могучие деятели культуры. Такие, как, например, великий Владимир Мулявин. В Беларуси это понимают. У нас тысячи самодеятельных коллективов, которым оказывают и поддержку, и помощь. Они выступают как на больших (например, посвященных Дню Независимости), так и на скромных (типа заславской ярмарки) праздниках. Отрадно, что пыль с золотого брусочка художественной самодеятельности сегодня взялись смахивать люди заинтересованные и серьезные. Свидетельство тому — замечательный детский проект ОНТ «Я пою», который на протяжении уже нескольких лет позволяет выявлять юные таланты. Весомые дивиденды, судя по всему, сулит и масштабная акция СТВ «Поющие города». Кастинги, призванные вывести на республиканскую арену неординарных самородков, прошли почти в полусотне городов страны. Причем у этой чудесной идеи, похоже, прекрасные «моторы». Я видел Валерия Скорожонка в жюри одного из отборов, состоявшегося в Вилейке. Его глаза то вспыхивали зажигательной искрой, то задумчиво увлажнялись. Думаю, это не только потому, что Валерий вспоминал свою юность, когда здесь, в Вилейке, был худруком Дома культуры и создал самодеятельный театр песни. Но и потому, что его нешуточно трогали выступления конкурсантов. Очень хочется надеяться, что грандиозная затея переплавится в блестящий результат. И через несколько лет на профессиональной эстраде появится гораздо больше людей, чей взлет будет определяться исключительно уровнем таланта. Музыкальные редакции перекроят свои так называемые «форматы». Меньше станет «дрындушек» с маловразумительной мелодией и такими же текстами, что с нарочитым придыханием–задыханием, стенаниями и завываниями выдают на–гора иные пузыреподобные «звезды». Появится больше настоящей музыки, стихов и голосов, из коих рождается чудо, именуемое песней. Чудо с трепетной человеческой душой, без которой нет вдохновенного искусства, именуемого творчеством.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter