Авдонин: закат монополии в борьбе за Африку

Золото Черного континента

Проекты по производственному, торговому, логистическому, финансовому развитию регионов Африки будут являться драйверами мировой экономики до 2070 — 2100 годов

В июле и августе читатель мог наблюдать в медийном пространстве повышенную активность США, России, Европы и Китая в странах Африканского континента. Череда визитов высокопоставленных лиц, громкие заявления, броские идеи, красивые картинки для глобальных СМИ и так далее. У неангажированной аудитории возникал простой вопрос: зачем все это, чего это вдруг в Африку полетели? Давайте разберемся.

Отторжение Запада

С 24 по 27 июля глава МИД России Сергей Лавров посетил Египет, Конго, Уганду и Эфиопию. Одновременно с Лавровым в Камерун, Бенин и Гвинею-Бисау прилетел президент Франции Эммануэль Макрон. В этот же период спецпредставитель США в странах Африканского Рога Майк Хаммер побывал в Египте и Эфиопии.

Западные СМИ поспешили назвать Африку очередным фронтом в борьбе России и Запада и указали, что Лаврову удалось показать наличие у РФ друзей в Африке, но это не даст Москве каких-либо экономических результатов. При этом подчеркивался общий фон визитов: все они проходили после подписания стамбульских соглашений по разблокировке портов Украины для поставки зерна в Африку якобы для борьбы с дефицитом продовольствия на континенте.
Вместе с тем газета The New York Times сообщила, что суда с зерном из разблокированных портов Украины потянулись не в голодающие африканские страны, а другие регионы мира, преимущественно в Европу. Все разговоры о поставках Украиной пшеницы для голодающих оказались блефом — гуманитарные идеи быстро уступили место бизнес-интересам.
Для полной оценки визитов различных политиков на Африканский континент следует вспомнить, что еще в марте 2021 года авторитетный американский журнал Foreign Affairs отметил, что Россия и Китай превосходят США в борьбе за господство в Африке. При этом Вашингтон действовал классически — через работу американских послов в регионе. Однако недостаточное число сотрудников, их статус и компетенции не позволяли плотно взаимодействовать с госорганами и организациями африканских стран для решения глобальных задач Штатов в регионе.

В феврале 2021‑го африканское издание République togolaise предрекло господство России в Африке. По его мнению, амбиции РФ уже не носят идеологический характер, стали более прагматичными — ориентированы на расширение своего присутствия на африканских рынках сырья, вооружения и военной техники, гражданской авиации, телекоммуникации и инфраструктуры. Россия перешла от идеологии к мягкой силе (экономической).
Запад при всей своей «мощи» вызывает внутреннее моральное отторжение в африканских странах, что связано в первую очередь с его колониальным прошлым и сохранившимся надменным отношением к представителям Африки.

Потеря влияния

США по классической схеме пытались «подкупить» африканские страны, выделяя финансовую «помощь/пожертвования» в рамках своих госпрограмм и от всевозможных неправительственных фондов, и от международных организаций.
Однако недавно стало известно о рекордных недостатках финансов в ООН для гуманитарной помощи Азии и Африке из-за того, что страны-доноры (на первом месте США) сфокусировались на помощи Украине. Из необходимых 48,7 миллиарда долларов собрали только третью часть от этой суммы.
Фактически перекос политики Штатов в сторону Украины привел к плавной потере влияния Вашингтона на Африканском континенте. Выдавливанию США из Африки способствовала и активная деятельность Пекина и китайских корпораций.
Еще в мае 2020 года американский фонд Heritage опубликовал исследование, согласно которому китайские компании построили в Африке по меньшей мере 186 правительственных зданий, создали минимум 14 внутриправительственных сетей связи, а также предоставили компьютеры и офисное оборудование для 35 африканских государств. Больше всего правительственных зданий было построено китайцами в Намибии, Анголе, Экваториальной Гвинее, Гане и Уганде.

Спасательный круг

Еще полтора десятка лет назад ряд исследователей указали, что Африка в 2020 — 2030‑х станет полем битвы крупных мировых корпораций не только за ресурсы континента, а в первую очередь за дешевые трудовые ресурсы, производственные хабы и рынки сбыта своей продукции.

Сейчас Африка выступает тем спасательным кругом, который может оставить на плаву корпорации за счет избавления от кризиса перепроизводства и «съедания» избытка товаров. Континент также становится производственной и сбытовой Меккой XXI века.

Отсюда такой и ажиотаж за Африку и внимание лидеров ее стран — налицо конкуренция финансово-экономических проектов из США, ЕС, России или Китая. Ведь те страны, которые смогут укрепиться на континенте, получат значительный экономический подъем своих национальных корпораций и компаний.
Кроме того, идет ожесточенная борьба за новые логистические пути и налаживание защищенных от вмешательства извне систем финансовых расчетов.
Так, Китай с 2000‑х ведет планомерную работу по созданию портовой, автомобильной и железнодорожной инфраструктуры в африканских странах для обхода Суэцкого канала (через Сомали, Кению, Эфиопию, Судан, Египет) для избежания блокировки поставок своих товаров в Европу в случае закрытия канала по воле англосаксонских корпораций или из-за банальной (а может, и преднамеренной) случайности.

Напомним, когда в марте прошлого года тайваньский контейнеровоз Ever Given сел на мель посреди Суэцкого канала и заблокировал почти на неделю один из самых оживленных морских путей в мире, это спровоцировало транспортный коллапс и обошлось мировой экономике примерно в 58 миллиардов долларов.

В целом же развитие Африки даст возможность различным странам обеспечить высокие темпы экономического роста. Проекты по производственному, торговому, логистическому, финансовому развитию регионов Африки будут являться драйверами мировой экономики до 2070 — 2100 годов.
Но главное то, что новое прагматическое/партнерское отношение к Африке отменяет либерально-демократическую монополию и любые колониальные модели будущего не только для Африканского континента, но и других регионов мира.
Сейчас будут выигрывать те страны, которые умеют выстраивать равноправные и партнерские отношения, а не пытаются насадить модели порабощения и угнетения.

Министерство иностранных дел Беларуси прикладывает значительные усилия по расширению нашего присутствия на Африканском континенте: установлены дипломатические отношения с 51 из 54 стран. Вместе с тем важно сориентировать наши предприятия и организации на плотное развитие внешнеторговых связей и поиск взаимовыгодных инвестиционных проектов в Африке — в этом драйвере мировой экономики XXI века.

Алексей АВДОНИН, аналитик БИСИ. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter