Без малого 80 лет назад началась Великая Отечественная война. Кровопролитные сражения, ежедневные риск и подвиг, голод и разруха, утрата близких — и так на протяжении почти пяти страшных лет. О тех героических годах ярче тысяч слов могут рассказать вещи, оружие, документы, фотографии, с которыми связаны наиболее запоминающиеся эпизоды из жизни их владельцев. Эта вещественная память, свидетельствующая о ежечасном героизме нашего народа и его любви к Родине, бережно хранится в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны. Мы продолжаем совместный проект «История одного экспоната», главными «рассказчиками» которого станут предметы из фондов музея, заслуживающие, чтобы их историю знали и помнили.
В коллекции музея истории Великой Отечественной войны хранится множество наград, среди которых насчитывается 25 медалей «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.
— Одна из них появилась в музее как раз накануне 75-летнего юбилея учреждения: ее, а также другие награды и военный фотоальбом доверили нам вдова и сын Федора Химича, гениального летчика-истребителя, непревзойденного мастера организации прикрытия наших бомбардировщиков от немецких атак. До мая 1945 года майор Химич выполнил 540 боевых вылетов, провел 48 воздушных боев, — рассказывает Светлана Потупчик, главный хранитель фондов Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны.
Атака и натиск
Родился будущий ас в Херсонской области 22 апреля 1917 года, в первый день Пасхи — может, потому всю войну Федор Химич и прошел без серьезных ранений, невредимым возвращаясь на аэродром даже с пробитым вражеским снарядом топливным баком. Окончил семь классов и школу фабрично-заводского ученичества, успел поработать слесарем на заводе в Мелитополе. Однако небо манило его уже тогда — паренек занимался в Мелитопольском аэроклубе, а затем поступил в Качинскую военную авиационную школу пилотов.Ленинградский, Калининский, Сталинградский, Центральный Белорусский — во время Великой Отечественной войны Федор Химич, мастерски управляя самолетами И-16, Як-1, Як-7, Як-9, воевал почти на всех фронтах, участвовал во взятии Берлина.
Из воспоминаний героя: «Под Сталинградом, в самый разгар боев, мы стояли в 18 км от линии фронта. Я летал на экспериментальном Як-1, весь полк — на Як-7. Против нас — лучшие кадры «Люфтваффе». В один из дней полк выполнял задачу по прикрытию с воздуха района боя. Поднимается «семерка» — через 40 минут возвращается один, в клочья «растрепанный» истребитель. Поднимается вторая «семерка» — картина повторяется. Половину полка за полтора часа потеряли! Молодежь мандраж колотит, то есть психологически будущие бои почти проиграны. Если боевой дух полка не удастся безотлагательно поднять, лучший исход — отвод, сдача знамени и переформирование части. Командир полка собирает сборную. Подходим к району, а там целая эскадра немцев в воздухе. Разгоняемся и на полной скорости врываемся в эту кучу. Все вокруг замелькало, везде трассы… Подбираемся к 5000 метров, высоте, предельной для «Яков». Вдруг раз — один из этой кучи вываливается и, оставляя шлейф дыма, направляется к земле. Кто — смотреть некогда: немец, командир группы, в лобовую на меня заходит. Сходимся, даю очередь. Уже виден его разрисованный борт… Как он рванул вверх — только голубые струйки с консолей слетели. Пока разворачиваемся, бросаю взгляд вверх — все наши на месте, значит, мы немца завалили. Возвратились мы на свой аэродром в полном составе».
В этом коротком фрагменте — вся сущность характера летчика: решительный, стремительный, мгновенно принимающий верные решения, мастерски владеющий машиной. А еще — отличный психолог, который четко улавливал момент, когда враг дрогнет, и использовал его: «В бою с немцами главным было нападать — перехватить инициативу и заставить обороняться их. Тогда они не очень-то на рожон лезли… И не дай бог хвост поджать — моментально сожрут. Они ведь тоже внимательно смотрели, с кем имеют дело…»
Подтверждение тому — случай в 1943 году. Группа на И-16 сопровождала бомбардировщики. Вдруг из-за облаков появилась пара Ме-109.
Осторожно, не атакуя, подошли ближе, встали почти крыло в крыло. «Пристроился ко мне «мессер», да так, что я увидел немолодое лицо летчика. Видно, полетал уже — смелый немец. И смотрит на меня. Я сжал зубы и нахально так кулак ему выставляю — мол, попробуй только сунься! Он улыбнулся, переворот через крыло — и пара «отвалила» восвояси: зачем рисковать, если можно поискать добычу полегче?» — вспоминал Федор Васильевич.
Символ удачи
За три года сопровождения различных групп бомбардировщиков и штурмовиков эскадрилья Химича (командиром эскадрильи летчик стал в 1942 году под Ленинградом) не дала фашистам сбить ни одного самолета. Пилоты бомбардировщиков хотели летать только в сопровождении истребителей его эскадрильи: «Раз летит Химич — вернутся все!» Он стал для них символом удачи. Между тем советские истребители прикрытия, принимая бой, находились в крайне невыгодных условиях: в группе с бомбардировщиками они были ограничены в возможностях маневра. Главным ведь оставалось не уничтожить противника, а не позволить сбить своих «подзащитных». Тем неожиданнее для врага оказывалось правило Химича: атакуй, иначе атакуют тебя.Гибель прошла рядом, едва не задев летчика, еще в самом начале войны, в 1941-м: «Я возвращался с напарником с воздушной разведки. Вдруг сверху — пара немецких самолетов. Ведомый как-то отделался от своего «мессера», а мне вражеский снаряд ударил в борт, разбил бензочасы и попал в бак. За мной появился шлейф. Так что приговор был, по сути, подписан. Но не оглашен! Немец отстал, полагая, что советский самолет уже практически сбит. На И-16 двигатель не с водяным, а с воздушным охлаждением — значит, шлейф был только от паров бензина. «Полный рот земли набраться» было делом времени. Но по воле случая тот снаряд разорвался в топливе, а не в пустоте. Иначе самолет разнесло бы в клочья. А он летел и дотянул до самого своего аэродрома — около 100 километров».
Звания Героя Советского Союза Федор Химич был удостоен в конце 1944 года. В боях под Ленинградом и Сталинградом, Орлом и Курском, Гомелем и Бобруйском, Люблином и Варшавой на его счету числились 535 успешно проведенных боевых вылетов, причем обычно он ходил ведущим группы, и 17 сбитых самолетов противника: 13 лично и четыре в группе. Летчики же его эскадрильи провели 3150 боевых вылетов и сбили 64 самолета противника.
«Ему давно Героя надо давать!»: пилоты бомбардировщиков считали Федора ХИМИЧА символом удачи.
— После войны опытный летчик окончил Военно-воздушную академию и продолжил службу в рядах ВВС, — рассказывает Светлана Потупчик. — Был советником Главкома ВВС Чехословакии, обучал летному мастерству чешских пилотов. К слову, лучшие летчики-герои принимали участие в написании учебного пособия с примерами наиболее эффективных действий авиации в годы войны. В вышедшей в 1947 году под грифом «Для служебного пользования» книге статью «Сопровождение бомбардировщиков» написал Федор Химич. В отставку он вышел с должности командира авиационной дивизии. После этого работал в штабе гражданской обороны Эстонской ССР, затем — старшим инженером Госплана ЭССР, позже — начальником отдела министерства строительства Эстонии. С 1982 года жил в Минске, работал инженером по технике безопасности в Минском филиале НИИ нефтехимии. Не стало Федра Васильевича в 2009 году, в возрасте 92 лет.
nevmer@sb.by