Есть ли перспективы у льняной одежды?

Золотая жила, да не наша

Если не итальянцы помогут нам продвигать льняные бренды, то кто?
В марте этого года впервые одновременно в ста городах мира, в числе которых оказался и Минск, прошел День итальянского дизайна. В качестве эксперта к нам приезжала Кристина Мороцци — знаменитая писательница, журналистка, критик и арт-директор. Многие годы она руководила авторитетным итальянским изданием MODO. Одним словом, мода – ее стихия. Пообщавшись с белорусскими дизайнерами, изучив прилавки магазинов, она пришла к выводу: настоящая золотая жила для нас – льняная ткань, а  одежда из нее может приносить баснословные деньги… Прошло полгода, один из российских телеканалов до сих пор крутит ее интервью на эту тему.  И что?

Фото Виталия Гиля

Президент на недавнем совещании поднимает вопрос  о складских залежах льняной ткани, о серьезных проблемах отрасли вообще. В чем причина? Одежда не востребована? Или страдает дизайн?

Сразу оговоримся, из льняной ткани можно шить не только одежду. Постельное белье, скатерти, шторы, полотенца – поле деятельности обширное. Но мы сосредоточим внимание на одежде, к дизайну которой покупатель более прихотлив, а мода на нее весьма изменчива.

Спрос и предложение

В бобруйском универмаге льняная продукция есть: юбки, платья, рубашки, детская одежда исключительно белорусских производителей. Это в первую очередь Бобруйская фабрика художественных изделий, Оршанский льнокомбинат и «Слуцкий пояс». Есть и национальные вышиванки. Правда, уже немного. Заместитель директора Ольга Щетько говорит: одежда изо льна в период с мая по август у них не залеживается. Уже сейчас склады практически пусты. Спрос есть не только среди местных жителей: на День города, например, испанцы четыре национальные сорочки купили.

Если в Бобруйском районе преобладает одежда с национальным колоритом, а в качестве декора зачастую используется орнамент и вышивка, то в Минске – другие вкусы. В сети магазинов «Ружана», например, акцент сделан на современные модели. Модные жилеты, брюки с завышенной талией, комбинезоны, сарафаны… Простые силуэты, однотонные ткани — выбор на любой вкус.

То же можно сказать и про ЦУМ: предложение немаленькое. Для прекрасной половины — блузы за 30—100 рублей, брюки за 40—80, платья обойдутся в 35—150 рублей. Цена зависит от наличия ручной работы. Например, платье с художественной вышивкой будет стоить 135 рублей. Мужская линейка тоже на уровне. Брюки — от 37 до 70, пиджак – 120, костюм – от 140 до 220. Знаменитые вышиванки продают за 95—105 рублей. Главные поставщики женской одежды — «Калинка», «Знамя индустриализации», Слонимская фабрика художественных изделий. Мужской гардероб оформляют «Коминтерн» и «БелКредо».

Льняную продукцию предлагают не только в универмагах и крупных магазинах. Пример: в музее народного творчества «Бездежский фартушок» Дрогичинского района разработали свою коллекцию мужских и женских сорочек с белорусским орнаментом. Сделано все, как и в старину, из домотканого полотна. Стоят рубашки по 60 рублей. За ними специально приезжают в Бездеж покупатели со всей страны. Есть заказы из России и Польши.

Дизайнеры есть, продвижения на экспорт нет

Прилавок не пустует. Это во время своего визита в Минск подметила и Кристина Мороцци. Как и то, что ткань хорошая, а дизайн все же страдает. Потому предлагала нашим производителям заручиться поддержкой итальянских дизайнеров, которые бы занялись разработкой коллекций. Обещала даже возглавить соответствующую рабочую группу по совместному проекту. Получилось? В «Беллегпроме» о таких намерениях слышали, но уверяют: дальше слов дело не пошло, никаких предложений производители не получали, итальянские дизайнеры интереса к проекту не проявили. А что наши производители? Выпуском небольших разовых коллекций изо льна предприятия занимаются. Если о больших объемах, то в лидерах Оршанский льнокомбинат, ОАО «Центр моды», ЗАО «Калинка».

Фото источник

Дважды в год выпускает новые коллекции Оршанский льнокомбинат. Но здесь с ходу расставили акценты: это не основное направление деятельности. Выпуск одежды – мера скорее необходимая. Швейные предприятия, дизайнеры, как оказалось, неохотно работают с таким материалом. Да и мировая статистика неумолима: в общем объеме производства одежды льняная занимает всего-то 4—5 процентов. Не массовая она. Сказывается, как мы убедились, и сезонность. Летом продажи есть, похолодало – тишина.

Может, пора искать тех самых итальянцев и продвигать, так сказать, лен в массы? Начальник управления развития ассортимента и рекламы продукции Оршанского льнокомбината Игорь Ещенко предлагает не спешить: итальянские дизайнеры положения не спасут. Проблемы в разработке одежды нет. Кто займется ее продажами — вот на чем следует делать акцент. А еще и материальный фактор. Игорь Ещенко уверен, такие коллекции попросту не будут окупаться:

— Итальянские дизайнеры бесплатно работать не будут. Берут они приличные деньги – это скажется на конечной цене изделий. В итоге они попросту не будут конкурентоспособными. Затраты не окупятся.

Итак, как таковой проблемы в разработке одежды нет. Другой вопрос – продвижение. Сегодня почти все производители «варятся» на одном, белорусском, рынке. На льнокомбинате привели примерные цифры: около 200 наших предприятий, крупных и мелких, занимаются пошивом одежды изо льна. По крайней мере, столько числится отечественных заказчиков ткани. И главный упор каждый из них делает на белорусского потребителя. Игорь Ещенко не скрывает: как только кто-то из отечественных заказчиков выходит с продукцией за пределы страны, продажи ткани сразу возрастают.

Потому сегодня нужно переориентироваться: шить одежду в Беларуси и массово ее экспортировать. В таком случае продвинуть это направление можно. Но кто этим займется?

borisovez@sb.by

banny@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter