Золотая середина для посредников

В резиденции на К.Маркса, 38 Президент провел совещание по регулированию посреднической деятельности...

В резиденции на К.Маркса, 38 Президент провел совещание по регулированию посреднической деятельности. Тема остра, потому что за чьи–то перепродажи и «откаты» переплачиваем мы, покупатели, и страдает государственный бюджет. Но и рубить сплеча, запрещая любое посредничество, тоже чревато. Можно вообще порвать хозяйственные связи, остановить экономику. Об этом и шла речь на совещании. Итоги разговора его участники назвали очень удачными. «Для кого?» — уточняли журналисты. «Для всей экономики!» — авторитетно говорили собеседники.


Проблема посредничества наболела, говорил Александр Лукашенко:


— Прежде всего потому, что посредники — это в основном родственники, дети, приближенные, друзья отдельных руководителей, которые закупают товар, будь то белорусский или импортный.


Как было сказано на совещании, «образовался целый паразитический слой жирующих на спекуляциях».


— Говорят, что это естественно для рыночной экономики. Может, и естественно, — проигнорировал теоретическую дискуссию Александр Лукашенко. — Но я не хочу, чтобы мы половину соответствующих людей пересажали в тюрьму.


По лицам участников совещания, а в Старом кабинете резиденции собрались главные ответственные за экономику, можно было прочитать: они тоже не заинтересованы в таком развитии событий.


Но санкции за необоснованные закупки у посредников должны быть жесткими, продолжал Президент. По его поручению Комитет госконтроля подготовил проект указа. По нему государственные организации, а также акционерные общества с госдолей более 50 процентов должны делать закупки «только у производителей товаров либо у их официальных представителей». За нарушение этого порядка КГК предлагает штрафовать должностных лиц по максимуму.


Президента интересовали два вопроса. Почему под действие указа подпадает только часть акционерных обществ? И второй: почему подготовленный документ состоит из отсылочных норм? «Мы же договорились, что указ должен быть однозначным».


Председатель КГК Александр Якобсон и Премьер–министр Михаил Мясникович постарались ответить.


Почему не запретить посреднические схемы вообще? Александр Якобсон объяснил, что распространять действие указа на частные компании, тем более с иностранным капиталом, не следовало бы по нескольким причинам. Во–первых, это ухудшит инвестиционный имидж страны, если государство будет диктовать частнику, как за собственные средства закупать товары. Во–вторых, частник и сам умеет считать деньги. В–третьих, Беларусь взяла на себя определенные обязательства в Таможенном союзе и ЕЭП. И методы борьбы с посредничеством не должны идти вразрез с ними.


Александр Якобсон и Михаил Мясникович также говорили, что в некоторых случаях посредничество оправданно. Вряд ли минский потребитель поедет за ящиком шурупов на метизный завод в Речицу. Да и само предприятие не будет заниматься такими мелкими партиями. Ему проще отгрузить товар крупному дилеру. А уже тот продаст его конечному покупателю.


Как быть с торгово–логистическими центрами, которые строятся в стране? Они ведь, если вдуматься, тоже посредники. Да и розничная торговля — посредник между производителем и потребителем...


С другой стороны, и Михаил Мясникович, и Александр Якобсон признавали: бороться с необоснованным посредничеством надо. Кстати, в министерствах и концернах, на крупных предприятиях, говорилось на совещании, разработаны локальные акты, которые ориентируют на прямые закупки. То есть вопрос можно успешно решать на правительственном, министерском уровне. Поэтому проект указа и содержит отсылочные нормы. Но документ по форме должен быть именно указом, уточнил А.Якобсон, потому что Правительство не может устанавливать карательные санкции за нарушения. Это право Президента.


Александр Лукашенко выслушал все аргументы. И подытожил: «В плане ответственности мы вопрос решим». В остальном он призвал Правительство совершенствовать методы борьбы с необоснованным посредничеством, «поднять их на более высокий уровень».


Важно, уточнял Президент, найти золотую середину, не впасть в крайность, «не парализовать экономику, как это было летом 2009 года, когда принятое постановление № 991 остановило всю работу».


Выводы из той истории вроде бы сделаны.


...О торговле, правда, в другом, международном, русле Президент говорил и на встрече, которая предшествовала совещанию. Александр Лукашенко принял в своей резиденции секретаря Совета национальной безопасности Армении Артура Багдасаряна. Он привез теплый привет из Еревана от Президента Сержа Саргсяна. Александр Лукашенко попросил передать ответные добрые пожелания из Минска. По его словам, последние международные встречи показывают, что «Беларусь и Армения выступают практически с единых позиций».


Хотя Артур Багдасарян курирует вопросы безопасности, много говорили об экономике. Александра Лукашенко заботит, что белорусско–армянский товарооборот в прошлом году снизился примерно на треть. Гость, было видно, тоже не удовлетворен этой динамикой. Александр Лукашенко уверен: надо приложить усилия и поднять уровень товарооборота, потому что для этого есть возможности. Артур Багдасарян темпераментно кивнул.


— У нас есть где и чем торговать, — продолжал Александр Лукашенко, напомнив о белорусском торговом доме в Армении.


— Потенциал значительный! — сошлись во мнении собеседники.


О сотрудничестве в сфере безопасности, взаимодействии Минска и Еревана в ОДКБ Президент высказался так:


— Наши страны находятся в одном военно–политическом блоке. Здесь у нас никаких закрытых тем нет и мы будем продолжать сотрудничать с вами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter