Как завышают стоимость ремонта дорог

Золотая пыль дорог

Днем и ночью по кратчайшим магистралям с севера на юг и с запада на восток курсируют по нашей земле караваны автопоездов. Любого иностранного перевозчика теперь принять у нас не стыдно: строить дороги научились. В основном получается хорошо и быстро. Есть технологии, кадры, а с введением сбора за участие в дорожном движении появились и средства. Однако построить — это полдела. Существенных вложений требуют содержание и ремонт. Как сделать больше за меньшие деньги? Ответ на этот вопрос знают специалисты Комитета госконтроля Витебской области.


13,1 миллиона рублей выделено было из бюджета в регион на восстановление республиканских магистралей в минувшем году. Сумма немалая. Понятно, что за каждый рубль придется отчитаться. Тем не менее, когда на финише к отрапортовавшим о выполнении работ дорожникам на отремонтированные участки пришли государственные контролеры, выяснились некоторые весьма нелицеприятные нюансы. Причем, как замечает Юлия Авхукова, заместитель председателя КГК Витебской области, основные нарушения и недостатки кроются при определении стоимости работ.

Пример. Привели в порядок 2,16 километра автодороги Р–45 Полоцк — Глубокое — граница Литвы (Котловка), с 35,34 по 37,5 километра. РУП «Витебскавтодор» выступал одновременно заказчиком, проектировщиком и подрядчиком. То есть сам себе заказал, запроектировал и исполнил. Это же просто Клондайк для завышения сметы и объемов работ! Что и произошло. По документам строители намеревались выполнить ямочный ремонт 2,5 тысячи квадратных метров асфальтобетона. Видели, наверное, как специальными машинами неровные края ямы обрезают и затем полностью прячут ее под ковром нового раствора. Процесс трудоемкий и дорогой. Положенная сметная цена почти 45,5 тысячи рублей. Стали смотреть, а что на деле? Сэкономили строители. Вместо ямочного ремонта положили на участок выравнивающий слой асфальтобетона. По документам было списано одинаковое количество и дорогостоящего асфальтобетона, и битумной эмульсии. А в итоге работы оказались на 16,8 тысячи дешевле. И были бы экономным дорожникам хвала, слава и премия наверняка, если бы отразили свое ноу–хау в отчетах. Но нет, спохватились они только тогда, когда отчетами заинтересовались госконтролеры. И обнаружили, что в смете еще имеются работы, которые выполнять и вовсе не нужно было. Только на бумаге чистились и планировались насыпи, кюветы и откосы. Это еще плюс без малого 1,4 тысячи незаработанных рублей. Так же вольно обошлись дорожники и с техникой. По отчетам применялись автогудронаторы на 3,5 тысячи литров, хотя на самом деле нашли более мощный — на 7 тысяч. Только расценки «забыли поменять». В общем, по результатам проверки КГК оставил стране около 11 тысяч рублей. Цена ремонта снизилась на 12%. Ну а если бы не пришли контролеры?

И если бы это был единичный случай. По 76 дорожным участкам Витебщины после вмешательства КГК пересмотрена и пересчитана стоимость выполненных в 2016 году ремонтно–строительных работ. Сумма завышения — 629.322,7 рубля. По шести объектам, которые проверили госконтролеры, включенные в смету объемы работ более чем на четверть превышали фактические. Еще примерно на 11 тысяч рублей заказчик завысил отчисления на свое содержание и инженерные услуги технического надзора. К дисциплинарной ответственности привлекли 8 должностных лиц. А за счет сэкономленных, по сути дела, Комитетом госконтроля средств «Витебскавтодор» дополнительно отремонтировал 5,66 км автодорог.

Как итог, РУП «Белдорцентру» поручено провести мониторинг объемов и стоимости работ, принятых специалистами технического надзора предприятия в 2016 году, по всем регионам страны. Уже разработали более 40 новых расценок. Хотя мне кажется, не пора ли менять систему финансирования дорожного строительства. Ведь если заказ и подряд в одних руках, эти руки вольно или невольно будут работать на свой карман. Ничего особенного. Обычный человеческий фактор. А к каждому контролера не приставишь...

aelita@sb.by

Советская Белоруссия № 22 (25157). Четверг, 2 февраля 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter