«Р» побывала на «кухне» современного ткачества и увидела, как с помощью инновационных компьютерных технологий и умелых рук ткачей рождаются произведения искусства

Золотая нить времен

Нам удалось возродить уникальные традиции изготовления слуцких поясов. Копии и аналоги знаменитых изделий стали символом воссозданной национальной реликвии. В Год культуры корреспондент «Р» побывала на «кухне» современного ткачества и увидела, как с помощью инновационных компьютерных технологий и умелых рук ткачей рождаются необычайно красивые произведения искусства.


60 часов на шедевр


Семь рабочих смен, а это почти 60 часов скрупулезной работы трех ткачих, и со станка сходит пояс длиной в три с половиной метра. Слуцкие мастерицы, которым в XVIII веке требовалось около полугода, чтобы вручную изготовить свой шедевр, такому могли бы только позавидовать. Сегодня точные копии и аналоги знаменитых поясов производят на их родине.

Через столетия выпуск слуцких поясов снова стал возможным. Производство автоматизировано, процесс отлажен до мелочей. Посмотреть на уникальный станок, единственный в мире, отправляюсь на одно из крупнейших предприятий художественных промыслов страны. 

Обновленное здание предприятия


После реконструкции здание РУП «Слуцкие пояса» мало напоминает производственное предприятие. Но узнать в центре города его несложно — перед обновленным сооружением красуются символические скульптуры «Возрождение слуцкого пояса» и «Ткач».

Попадаю на кухню современного ткачества. «Станок разработали и сконструировали специально для нашей фабрики, — встречает Ирина Братковская, начальник производства РУП «Слуцкие пояса». — Чтобы смонтировать такую машину, пришлось делать перепланировку и поднимать потолок». Оборудование внушительных размеров: ширина — восемь, высота — шесть метров. Сейчас за станком посменно работают три ткачихи, за техникой постоянно следит мастер.

«Позолоченные, посеребренные и основные — шелковые нити. Все, как в старину!» — не скрывает восхищения от своей работы Лариса Сытько, ткачиха с двадцатилетним стажем. На моих глазах мастерица использует нити четырех цветов. «Ширина пояса — 33 сантиметра. В длину он будет все 350», — собеседница говорит, а я любуюсь получившимися синими васильками на новом полотне. Кстати, современное изделие точно повторяет размеры исторического пояса. 

Лариса Сытько любит свою работу. Не раздражает и шум станка — признается, привыкла. «Начинала с ручного ткачества. Через десять лет пересела за машины. С новым оборудованием работать проще всего: главное, быть предельно внимательным и аккуратным», — мастерица прерывается на полуслове, чтобы еще раз проверить, как натянуты нити тонкие, как волос. 


Всего в станок заправлено 1300 шелковых нитей. Ткачиха признается, что отвлекаться нельзя даже на долю секунды, ведь каждая нить формирует определенный узор и рисунок. «Неусидчивым работникам за станком определенно нечего делать. Это, можно сказать, ювелирная работа. Выполнять надо с особой бережностью и заботой», — уверена Лариса Сытько.

Время обеденное, а значит, начинается вторая смена. Сменщица Наталья Малевич художницей не стала, зато выбрала профессию по душе. «Полгода еще нет, как тут работаю, — ткачиха спешно переодевается, чтобы занять место у станка. — Зато уже точно поняла: это мое!» Рукоделием, говорит, занималась на протяжении всей жизни. Бралась за все: вышивку, вязание, шитье и плетение. «Нравится мне такое занятие. Да и детей одевать надо было красиво, их у меня трое», — запускает ткацкий станок. 

Помощник мастера Дмитрий СКАРБИЧ — единственный мужчина в цехе

«Немужская это все-таки работа, — к разговору подключается Дмитрий Скарбич, помощник мастера. — Пробовался у нас в ткачи один парень. И так и сяк старался — не смог. Терпения не хватило». Сам Дмитрий за рукоделием себя тоже не представляет, на предприятии он следит за компьютеризированной техникой: станком, сновальной машиной и машиной для намотки шпуль. А изделиями прикладного творчества предпочитает лишь любоваться. Кстати, тканые вещицы в квартире у парня — на почетном месте. 

Правда, копии слуцких поясов работники предприятия дома у себя не хранят: стоят такие изделия недешево. То, за что раньше могли расплатиться несколькими деревнями с крепостными в придачу, сегодня можно получить за сумму от 20 до 70 миллионов рублей в зависимости от состава сырья. «В одной из самых дорогих моделей используется 200 граммов позолоченных нитей, — уточняет Ольга Конон, инженер-технолог предприятия. — Есть варианты бюджетнее. Там вместо драгметаллов применяется натуральный шелк или металлизированная нить». 

Впрочем, приобрести кусочек истории можно и за небольшие деньги. На фабрике освоили выпуск тканей со старинным орнаментом. Из них шьют сувениры: закладки, подарочные пакеты, чехлы для ключей и телефонов, визитницы, обложки. Такая  продукция будет стоить всего от 100 тысяч рублей. И кто знает, может, каких-то 100—300 лет пройдет, и эти вещицы тоже станут экспонатами музеев.


 Государственная программа, инициированная Президентом, позволила возродить ранее утраченные секреты мастерства слуцких ткачей. Лариса Тарасова, директор РУП «Слуцкие пояса», рассказывает: «Модернизировано производство, привлечены лучшие научно-исследовательские силы. Изучены и проанализированы художественные особенности поясов, материалы, из которых они изготавливались в ХVIII веке. Все, чтобы сегодня вернуть нашу историю. Слуцкие пояса теперь — символ воссозданной национальной реликвии».

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Триста лет назад слуцкие пояса были доступны лишь очень богатым людям, выходцам из высшего сословия. Такой предмет гардероба указывал на благосостояние владельца, был признаком его благородного происхождения. Аксессуар был настолько красивым и неповторимым, что со временем стал одним из национальных символов страны.

ypopko@bk.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter