Золотая маска

Самая большая тайна женщины - ее траты на косметику
Истинные масштабы этого "бедствия" известны разве что парфюмерно-косметическим гигантам. Все прочие пребывают в относительном неведении. Ведь ни одна женщина в здравом уме и твердой памяти не признается в том, сколько денег из семейного бюджета было "заначено" на красоту. Значительность суммы может вызвать серьезную конфронтацию семейных отношений, да и зачем развенчивать миф о нерукотворности образа?..

Впрочем, те, для кого производство парфюмерно-косметических товаров - всего лишь бизнес, завесу секретности приподнимают. И осторожно называют цифру - около 12 процентов от личных доходов оставляет женщина в магазинах и секциях, специализирующихся на продаже косметики и парфюма. Впрочем, социологи добавляют, что это еще не все: вполне возможно, что сопоставимая сумма исчезает еще и в недрах "серого" рынка данной продукции.

В денежном выражении цифра на самом деле не такая пугающая: по примерным расчетам маркетинговых служб компаний - импортеров косметических товаров на белорусский рынок, соотечественница тратит на красоту около 20 долларов США в месяц. Не так и много, если сравнивать с жительницами Западной Европы, которые расходуют "на пудру" около 120 долларов ежемесячно, или с американками, которые раскошеливаются и вовсе на 160 долларов. Но объективно наша скромность объясняется более низким уровнем доходов, дешевизной косметики и неоднородностью потребительского спроса.

"Маленькие слабости, в которых себе не откажешь!"

Красота подтачивает не только семейный бюджет. Мало иметь деньги - к ним ведь еще и время надо. Хорошо, когда дама не обременена исполнительской дисциплиной и может совершать покупки в любое время. Но ведь красивыми хочется быть всем. В минском торговом центре "Импульс", специализирующемся на продаже парфюмерно-косметической продукции, время с 12 до 15 продавцы называют "обеденным часом пик". Именно в это время и совершаются практически все покупки дня. Большинство дам ходят за красотой в обед - с легким захватом последующих часов. Впрочем, белорусские производители косметики и парфюмерии, по данным маркетингового центра компаний "Белита" и "Витэкс", примерно так и определяют свою "типичную" покупательницу: работающая женщина от 25 до 55 лет, живущая в городе. В областных городах косметикой пользуется примерно 75 процентов женского населения. А в Минске - и все 80.

Оказывается, парфюмерно-косметическая продукция - товар весьма сезонный. Подъем его продаж начинается в декабре, перед новогодними праздниками, и завершается после 8 Марта. Своего пика продажи достигают 31 декабря к полудню. "Покупатель - словно рыба в нерест - хватает все подряд, - рассказывает реализатор "Импульса" Алла, - я сегодня на одних подарочных упаковках дневную выручку сделала".

Преображаемся с калькулятором

Лидер продаж у нас традиционно гигиеническая косметика: мыло, шампуни, дезодоранты и зубная паста. Впрочем, это расход на всю семью. Дамы же дополнительно используют краску, бальзамы, кондиционеры, пенку и лак для волос. Добавляя тем самым к обязательным тратам семьи на гигиену от 10 до 100 долларов в месяц (в зависимости от доходов и соответственно класса предпочитаемой косметики).

Специалисты делят всю косметическую и парфюмерно-косметическую продукцию на три сегмента: масс-маркет (для широкого круга потребителей с невысоким доходом, где цена за единицу товара составляет от 3 - 5 до 20 тысяч белорусских рублей), мидл-маркет (для покупателей со средним доходом - соответственно от 20 до 60 тысяч) и люкс (элитная косметика и парфюмерия для состоятельных особ. Здесь ценовой потолок не установлен - от 100 тысяч и выше). Но предсказать женщину куда сложнее, чем погоду. Большинство соотечественниц лавируют между товарами разных ценовых сегментов, используя, к примеру, одновременно крем за 5 тысяч и тушь для ресниц за 20 долларов.

Среди косметики всегда вне конкуренции помада, пудра и тушь для ресниц. Эти "запчасти" есть в косметичке практически каждой женщины. Набор "минимум" обходится от 15 до 100 тысяч. У особ помоложе это комплект утяжеляется еще десятком различных "примочек" в виде румян, теней, блесток, блесков для губ. Стоимость расширенного ассортимента может вылиться и в сотню долларов. Впрочем, психологи утверждают, что если программа-минимум выбирается осознанно и обстоятельно, то прочие покупки - из разряда спорадических, или импульсивных. Их количество и регулярность спроса едва ли можно систематизировать. Чаще всего их покупают по случаю. Впрочем, визажист Елена Маренова утверждает, что если в женской косметичке только одна "дежурная" помада на все случаи жизни, стало быть, ее обладательница весьма нетребовательна к себе и соответственно к окружающему миру.

- Чтобы иметь хотя бы некоторую возможность маневра, - рассказывает Елена, - в арсенале молодой женщины должно быть как минимум пять оттенков губной помады. Поясню: в первую очередь - мягкий и теплый повседневный тон, деловой - придающий лицу строгую сдержанность, летний - яркий, немного вызывающий тон солнечного дня, классический - от алого до вишни - для особых случаев и нестандартный - например, блеск в стиле "хром" для вечеринок и праздников.

Подобный "неджентльменский" набор стоит от 20 до 150 тысяч. И совершенству нет предела!

На декоративной косметике среднестатистическая соотечественница экономит все меньше. А вот средства по уходу - крема, лосьоны и маски со скрабами выбирает подешевле. И если в косметике львиная доля предпочтений приходится на импорт, то в средствах по уходу симпатии потребительниц однозначно на стороне отечественных производителей. По словам маркетолога компаний "Белита" и "Витэкс" Натальи Кашкан, наши женщины выбирают средние по стоимости крема и шампуни. Хотя в последнее время спрос на более дорогую продукцию, выпускаемую компаниями, становится выше. Похоже, в потребительском поведении наших дам начинает преобладать здоровый эгоизм.

Свести "дебет с кредитом" в женской косметичке непросто. Зачастую ее содержимое, как бесценная коллекция, собирается долгими месяцами. Моя подруга (я отношу ее к среднему классу), рыдая над утерянным багажом в аэропорту, причитала: "Ладно - шмотки. Не последние. Но там же косметики - долларов на триста. И духи. Чтоб все восстановить - это ж сколько времени надо!"
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter