Золотая колесница

Парк Витебского трамвайного депо пополнился «Золотой колесницей», правда, на маршрут она никогда не выйдет. Это специальная награда Международного союза общественного транспорта, приуроченная к 115-летию появления первого трамвая в Витебске.

115 лет назад в Витебске появился первый трамвай

Парк Витебского трамвайного депо пополнился «Золотой колесницей», правда, на маршрут она никогда не выйдет. Это специальная награда Международного союза общественного транспорта, приуроченная к 115-летию появления первого трамвая в Витебске.

История витебского трамвая начинается в далеком 1896 году, именно тогда витебская управа заключила договор с гражданином Франции Фернаном Гильоном, этот договор предполагал в городе строительство электрического трамвая. В 1898 году первый трамвай выехал на маршрут.

При этом всегда подчеркивается, что Витебск оказался в первой тройке городов (после Киева и Нижнего Новгорода), где новый вид пассажирских перевозок составил конкуренцию конке. Даже соседний Смоленск стал только 21-м городом России, где наладилось трамвайное сообщение.

Сегодняшний преемник «городской железной дороги» позапрошлого века — УКТП «Витебское трамвайно-троллейбусное управление» — достойно встречает юбилей, тем более что современный трамвай переживает свой ренессанс: суммарная протяженность трамвайных маршрутов составляет почти 213 километров, по девяти маршрутам ежедневно в час пик выходят 62 трамвая, а всего в трамвайном парке — более 100 вагонов.

– К 115-летию трамвая мы решили обратиться к источникам, которые могли находиться в Германии, – рассказала специалист УКТП «ВТТУ» по связям с общественностью Илона Каравацкая. – Ведь многое из электрического оборудования для витебского трамвая поставляло известное в то время предприятие «Schukert & C». Впоследствии оно слилось с компанией  Siemens-Гальске.

Предприятие «Сименс-Шукерт-Верке» – это «прародитель» сегодняшнего всемирно известного концерна «Сименс». Обратившись в фирму, мы получили  в электронном виде настоящее сокровище: сохранившиеся в первозданном виде архивы под названием «Электрические железные дороги в Витебске»  с подробными описаниями всех работ по пуску трамвая в городе, с уникальными фотоснимками Витебска  90-х годов XIX века. Открылись для нас и новые имена.

Оказалось, Фернан Гильон – это фактически уполномоченный представитель холдинга «Союз трамваев», одним из основателем которого стал Эдуард Отле. Личность удивительная! Самый яркий представитель международного бизнеса, один из богатейших банкиров, он проживал в Бельгии, Париже, был талантливым финансистом, предпринимателем,  журналистом, политиком, в то  же время – знатоком многих искусств, обладателем редких коллекций античной и современной живописи. Свой капитал он вкладывал в строительство трамваев, создавая  акционерные общества в Алжире, Египте,  Испании, Португалии, Праге, Бухаресте, Италии, Иране. Так появились и АО «Трамваи Харькова», «Трамваи Одессы», «Трамваи Москвы и России»…

Отле рисковал, прогорал, судился, поднимался и снова вкладывал деньги. Полномочными представителями своего бизнеса  он старался назначать близких ему людей и родственников. Фернан Гильон был двоюродным братом Эдуарда, к тому же  расчетливо женился на его родной сестре – Флоре Отле, и, таким образом, Эдуард оказался Гильону еще и шурином. Ему как ближайшему родственнику и доверил бизнесмен акционерное общество «Трамваи Витебска», когда решил осваивать рынок этой части Европы. Отле был хорошо  знаком с мировой прессой, так что о Витебске, нет сомнения, был осведомлен. Эдуард Отле умер в расцвете сил, прожив 65 лет. Фернану Гильону предстояла более долгая жизнь – он умер в  Бельгии в 1929 году в возрасте 88 лет.

Уже к декабрю 1895 года был подготовлен предварительный договор, который неоднократно дополнялся, перерабатывался и согласовывался. 4 февраля 1896 года был выработан текст основного договора. Ф.Гильон обязывается «на свой счет и риск устроить в городе Витебске электрическую железную дорогу (трамвай) с подвижным составом и всеми к ней принадлежностями, причем им должны быть приняты меры к обеспечению безопасности публики». Договор состоял из 52 параграфов, и условия его были прописаны очень подробно, со знанием дела, с четкими, а порой и с жесткими условиями для устроителей электрической железной дороги. Ни в одном параграфе данного договора не усматривается никакой снисходительности и заигрывания перед заграничными господами.  В газете «Монитор Бэльж» 13 мая 1896 года (№ 1826) было опубликовано сообщение о создании акционерного общества «Трамваи Витебска» (в других источниках – «Витебские трамваи»). Были соответственно выпущены акции в количестве 12000 штук по 100 франков каждая. Общественный капитал составил 1200000 франков.

На снимках: начальник Витебского трамвайно-троллейбусного управления Василий Павлючков с наградой Международного союза общественного транспорта; в народном музее Витебского трамвайно-троллейбусного управления.

Фото Александра Хитрова,

БелТА

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter