«Золотая книга»: время собирать имена

Кому из белорусов обязана мировая цивилизация? Уникальные исследования Валерия ЕРМОЛЕНКО.

ДОСЬЕ «БН»

Валерий ЕРМОЛЕНКО

Постоянный представитель Республики Беларусь во Всемирной Комиссии по истории наук о Земле (Лиссабон), действительный член Русского Географического общества. Входит в состав Комиссии по историко-культурному наследию Беларуси при Администрации Президента Республики Беларусь.

Опубликовал свыше 350 работ в области истории науки и культуры Беларуси, в том числе книги «За даляглядам Айкумены: Іван Чэрскі», «Горные инженеры Беларуси — питомцы Петербургского Горного института», альбом-атлас «Географы і падарожнікі Беларусі», «Белорусы и Русский Север».

Особенно гордится своим восхождением на высочайшую вершину Африки — вулкан Килиманджаро (5895 м) в феврале 1996 года.

О встрече со Львом Гумилевым

— Беларусь по своему вкладу в развитие мировой цивилизации должна стоять в одном ряду с такими странами, как Россия, Англия, Германия, Франция, — утверждает Валерий Александрович. — К сожалению, мировая общественность не знает этого, потому что все историко-культурное наследие Беларуси уже распределили между собой Россия и Польша. А сам белорусский народ о своем величии по этой же причине и не догадывается. Поэтому «Золотая книга» должна поднять престиж нашей страны за рубежом, поднять дух белорусской нации!

Удивительно, но факт: Валерий Ермоленко — неэтнический белорус. Родился в Зауралье, а живет в республике с августа 1944 года. На создание книги, которую автор посвятил «великому белорусскому народу», его вдохновила история нашей удивительной земли и ее жителей. Издание содержит первые наиболее полные сведения о выдающихся деятелях истории, науки и культуры — о 1750 представителях белорусского народа, внесших значительный вклад в развитие мировой цивилизации. Рассчитана «Золотая книга» на массового читателя. Может быть использована преподавателями и студентами высших учебных заведений, учителями и учащимися средних учебных заведений.

«Белорусы, вы так много и щедро раздали человечеству. Когда же вы, наконец, начнете собирать?» Фраза, вынесенная в эпиграф издания, принадлежит Льву Гумилеву. Однажды автору довелось встретиться с известным ученым современности — историком и географом. Валерий Ермоленко рассказал Льву Гумилеву о величайшей несправедливости в отношении историко-культурного наследия белорусского народа: о многих деятелях науки и культуры Беларуси, вошедших в золотой фонд мировой истории, но… как русских или поляков по национальности. Лев Николаевич явно заинтересовался этим вопросом и, несомненно, основательно перепроверил информацию Ермоленко. Иначе, как бы он мог написать такую проникновенную и сострадательную фразу?

— О каждом выдающемся белорусе можно и нужно писать монографии, популярные книги, снимать фильмы, учить на примере их деятельности нашу молодежь неистовому служению науке, самоотверженности, любви к родине. Нам есть кем гордиться, в честь кого ставить памятники, увековечивать в названиях площадей и улиц! — восклицает Валерий Ермоленко.

Об Адаме Мицкевиче

— Известны примеры (тот же Адам Мицкевич), когда страны не могут договориться, какому народу принадлежит та или иная знаковая фигура. Как поступать в этой ситуации? — любопытствую я.

— Дело в том, что на страницах «Большой Советской Энциклопедии» и, соответственно, в зарубежных литературных источниках буквально все достижения белорусов до сих пор считаются достоянием… Польши или России. Выходит, вклад белорусов в развитие мировой истории, науки и культуры сведен практически к нулю вследствие того, что в литературных источниках и энциклопедических изданиях России и Польши буквально все белорусы названы либо «поляками», либо «великий русский» или «великий русский (но не российский), поляк по национальности». В чем тут дело? Как могла сложиться такая вопиющая несправедливость по отношению к белорусскому народу? Почему такое стало возможным? — задается вопросом Валерий Александрович.

И интерпретирует так. После восстания 1831 года русский царь Николай I запретил белорусский язык в Западных губерниях и закрыл единственный в Беларуси Виленский университет. Огромную ошибку допустили Брокгауз и Ефрон, которые в своем «Энциклопедическом словаре» (1890—1907) всех замечательных белорусов назвали поляками или русскими. Следовательно, на страницах «Большой Советской Энциклопедии» из-за автоматического переноса «материалов» Брокгауза и Ефрона буквально все белорусы указаны как «великий русский» или «великий русский, поляк по национальности». А ведь эти «ошибки» автоматически фигурируют в литературных источниках и «Энциклопедиях» всех зарубежных стран.

Вот характерный пример: «Черский Иван Дементьевич (1845—1892) — исследователь Восточной Сибири, по национальности поляк». Но ведь он родился на Витебщине в семье белорусских дворян, православный, ни одного труда своего на польском языке не написал, да и в самой Польше ни разу не был. Будучи в сибирской ссылке, пишет на родину сестре Михалине из Иркутска: «Я тут зусім абрусеў і пачынаю забываць родную беларускую мову». И вдруг — «поляк по национальности»?! Тут явно следовало писать «великий российский путешественник, по национальности белорус».

А того же Адама Мицкевича Валерий Ермоленко называет белорусским польскоязычным поэтом. Любопытно, что в Польше никогда не было и поныне нет другого человека с фамилией Мицкевич: сын поэта родился в Париже, всю жизнь прожил во Франции и умер в Париже; дочь, вышедшая замуж в Варшаве сменила свою фамилию; Мицкевич — фамилия чисто белорусская. Сам же поэт ни в Варшаве, ни в Кракове, ни в каком-либо другом польском городе ни разу не был — он один-единственный раз прожил около семи месяцев в глухом лесу в районе Познани у знакомого помещика, как связной между Парижем и белорусскими повстанцами.

О великих свершениях

Невероятно много сделали белорусы. Они первыми начали осваивать обширные пространства Сибири и Дальнего Востока, открыли истоки реки Лены и по ней вышли к берегам Северного Ледовитого океана. Среди сподвижников Ермака были славные литвины-белорусы. Белорусы открыли Курильские острова, Аляску и Северную Землю в Арктике, впервые исследовали Байкал и Сахалин. Заложили Красноярск, отстроили Якутск и основали Анадырь, Хабаровск, Владивосток и Харбин.

В Петербурге на главной лестнице в вестибюле Военно-медицинской академии установлены бронзовые бюсты двух самых знаменитых хирургов XIX века — Богдановского и Пирогова. О Пирогове у нас многие знают (по кинофильму «Пирогов» и книге в серии «ЖЗЛ»), о Богдановском, к сожалению, — только узкий круг специалистов. Между тем он первым в России и в мировой практике освоил ряд сложнейших операций, превзошел своим «искусством хирурга» знаменитых европейских коллег, того же Пирогова.

Белорусы сконструировали первые паровозы (Малаховский) и тепловозы (Гриневецкий), поставили стационарные семафоры на железных дорогах (Барановский), создали тяжелые автосамосвалы МАЗ и БелАЗ (Высоцкий) и уникальные тягачи до 220 тонн (Шапошник), подставившие свои могучие плечи под баллистические ракеты и без которых не было бы сейчас и самого грозного вида Вооруженных Сил СССР, а сегодня России — Ракетных войск стратегического назначения.

Белорусы дали первое историко-этнографическое описание сибирских народов и первыми исследовали геологию Сибири, первыми исследовали растительный и животный мир Азиатской России, да и первым историком Сибири был тоже белорус — Степан Станкевич (1640-е). Они дали первую оценку природных ресурсов Сибири. Решали проблемы кораблестроения, обустроили и возглавили полигон на Новой Земле по испытаниям советского атомного оружия. И даже первыми отразили героику освоения Арктики в литературе (Черненко). И это только вершина айсберга, а сколько еще безымянных героев таит в себе его подводная часть? Были ведь белорусы и в Русской Америке, и на просторах арктического архипелага Канады, среди ледокольных атомоходов, на дрейфующих станциях «Северный полюс» и рудниках Заполярья, да мало ли еще где…

Великие свершения на других континентах — это уже дело рук наших соотечественников-эмигрантов, спасавшихся от ареста за участие в восстаниях. Белорусы первыми исследовали фауну и флору, горы и реки, геологию далекой Южной Америки, историю и этнографию южнославянских народов.

В 1895 году появился кинематограф — совершенно новое и «важнейшее из всех искусств». Но и здесь самое значительное, самое веское слово принадлежит белорусу: Владислав Старевич создал на экране изумительный, по-настоящему дивный мир, не имевший аналогов в мировом кино. Уолт Дисней с завистью говорил: «Этот человек опередил всех мультипликаторов мира на несколько десятилетий».

Михаил Глинка и Модест Мусоргский, чьи корни в нашей земле, стали основателями русской национальной классической музыки. Триумф «Русских сезонов» в Европе обеспечили театральный художник Бакст, композитор Стравинский, артисты балета — брат и сестра Нижинские. Федор Стравинский своим искусством оперного певца превосходил знаменитого Федора Шаляпина.

В «ЗОЛОТОЙ КНИГЕ» все имена выдающихся белорусов расположены в 37 разделах в соответствии со сферами деятельности. На подготовку издания у Валерия Ермоленко ушло пятнадцать лет. Кто профинансирует издание уникальной книги? Ответ на этот вопрос вместе с автором ищет Союз писателей Беларуси.

Татьяна УСКОВА, «БН»

Фото Николая ВОЛЫНЦА,  «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter