«Золотая» идея

Коммерцию недаром  называют искусством. Для успеха в бизнесе, как нигде, необходимы свежие и оригинальные идеи. Отечественным бизнесменам для процветания нередко не хватает новых концепций для их коммерциализации

Коммерцию недаром  называют искусством. Для успеха в бизнесе, как нигде, необходимы свежие и оригинальные идеи. Отечественным бизнесменам для процветания нередко не хватает новых концепций для их коммерциализации. По данным опроса исследовательского центра ИПМ, около трети предпринимателей назвали одним из основных барьеров для их бизнеса — отсутствие хороших идей. А ведь Беларусь в этом отношении обладает богатым потенциалом, в том числе экспортным.

«Хлебосольная» продукция. Средний европеец практически не потребляет ржаного хлеба, а только исключительно пшеничный. Черный каравай на Западе считается не едой, а скорее национальной чертой восточноевропейских народов. Европейские города наводнены небольшими пекарнями, предлагающими различную выпечку, но изготавливают ее на стандартном оборудовании, по строгой рецептуре, а поэтому круасан по-французски мало чем отличается от немецкого или, скажем, белорусского. Разве что нюансами. Излишняя «стандартизация» иностранных развитых рынков заставляет потребителей проявлять интерес к продуктам питания, приготовленным по национальным рецептам, причисляя их к vip-сегменту. 

Белорусским хлебом восхищаются многие. Причем не только европейцы, но и россияне. Один из лучших подарков для москвича — белорусский каравай. «Нарочанский», «Бородинский»… Дело в том, что хлебопекарная отрасль России ориентируется в основном на поточную технологию. А поэтому рецептура местного хлеба направлена на его повышенные «коммерческие» характеристики: увеличенный срок реализации, минимизация издержек... От этого страдают вкусовые качества. В Беларуси хлебозаводы в свое время получили значительную государственную поддержку, а потому смогли развиваться. Жесткая же конкуренция на внутреннем рынке заставила думать не только о техническом перевооружении, но и о развитии ассортиментного ряда, разработке новых оригинальных рецептур. Ведь и «Нарочанский», и «Бородинский», и многие другие элитные сорта являются достаточно сложными, требуют специальных заквасок, процедуры «выдерживания» теста, специфического процесса выпечки. Например, на кленовых листьях по древнебелорусской традиции. Аналитики хлебопекарной отрасли признают: в стране перепроизводство хлебобулочных изделий, производственные мощности большинства заводов загружены не полностью. Однако, как ни парадоксально, готовый хлеб экспортируется в небольших объемах. 

Если у белорусской выпечки найдется предприимчивый продавец на иностранных рынках, то будут и покупатели. Хлебозаводы и рады бы организовать экспортные поставки своей продукции, но для этого у них не хватает ни опыта по созданию дистрибьюторской сети за границей, ни необходимых для этого финансовых ресурсов. Инвестиционный потенциал отечественных хлебных производителей достаточно скромен, зачастую они работают с минимальной рентабельностью — 2—3 %. Однако заводы пойдут  на сотрудничество с оптовой торговой организацией, которая сможет увеличить объемы реализации их продукции. 

Реклама — признание ООН. Хочешь отравиться в мегаполисе — выпей воды из-под крана. Расстройство желудка можно получить даже от кипяченой воды. Современной цивилизации угрожает не дефицит нефти и газа, а нехватка простой воды, которая в большинстве стран Европы стала уже почти роскошью. Наземные водные источники уже загрязнились до уровня, опасного для здоровья человека. Артезианские подземные пласты истощились, а то и полностью исчезли вблизи крупных городов. Недаром прошлый год ООН посвятила проблеме недостатка чистой воды. На Западе большинство мегаполисов уже не одно десятилетие живут на бутилированной воде. Ее добывают из скважин вдали от промышленных центров, очищают многоступенчатыми фильтрами и потом реализуют городскому населению. Белорусам в этом отношении крупно повезло. Согласно отчетам ООН Беларусь стоит одной из первых в списке стран по запасам питьевой воды, к ней имеют доступ практически сто процентов населения республики. По многим характеристикам отечественная вода действительно имеет ряд преимуществ перед западными аналогами, а отчеты ООН — лучшая реклама этому виду товара. Главное, вовремя использовать особенности отечественной бутилированной воды, пока ооновские акции по этой проблеме еще свежи  в памяти европейцев. 

«Транзит» истории. Отечественные сувенирные лавки пестрят безделушками. Они различны, но нередко лишены национального колорита. Впрочем, это неудивительно: на большинстве подарочных вещей можно найти гравировку или надпись на этикетке «Made in Сhina». Китай освоил производство статуэток-сфинксов, средневековых европейских рыцарей и т.д. Однако все эти вещи могут заинтересовать непритязательного либо небогатого туриста или покупателя. Несколько лет назад мир переживал интерес к Японии. Страна восходящего солнца стала производить множество национальных высокохудожественных вещей. Их неплохо раскупают и по сей день. Беларусь также может претендовать на родину эксклюзивных сувениров, имеющих не национальную (наша республика не настолько известна в мире), а историческую ценность, так как была ареной множества исторических событий мирового масштаба. На ее территории брали начало некоторые походы Лжедмитриев в XVII веке, отречение последнего российского императора в Ставке под Могилевом, побег генерала Корнилова из Быховской тюрьмы, которым было положено начало белому движению, а рядом с одним из бастионов Брестской крепости произошла знаменитая встреча Гитлера и Муссолини… Сувениров может быть множество. 

Продаем сложности. Цивилизация развращает, пресыщает человека. Ему начинает недоставать «трудностей». Вот и очередной экспортный продукт: можно наладить продажу отечественного природного экстрима. Автомобильный туризм, проживание дикарями в палатках среди полесских болот… Кстати, состоятельные европейцы с уважением относятся к экстремальным видам отдыха. Одна из иностранных турфирм несколько лет назад предлагала своим клиентам пожить во время полевых учений в войсках спецподразделений. Ранние подъемы, кроссы, физические нагрузки, окрики командиров… Словом, все, как в фильмах про командос, только в пределах разумного. Такие туры пользовались большой популярностью, хотя и не отличались дешевизной… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter