В Сморгони возрождают оборонительную линию «Золотая горка» времен Первой мировой

«Золотая горка» — в воронке войны

Сморгонская земля известна прежде всего Кревским замком и магнатским родом Радзивиллов. Здесь были созданы баранки и знаменитая «Медвежья академия». Но самые героические и в то же время печальные страницы связаны с боями за этот город в годы Первой мировой войны. В то время практически все его население стало беженцами. А вернулись в «мертвый город» только 130 горожан…

Город, стертый с лица земли


В Сморгони бережно хранят память о героях и жертвах Первой мировой войны. А как иначе? Поля и леса до сих пор изуродованы траншеями, окопами, воронками от снарядов. Число дотов сосчитать сложно, но специалисты говорят, что их не менее полутысячи. Именно поэтому в эти места едут военные историки, реконструкторы военно-исторических событий и туристы из России, Литвы, Польши. 


Про оборонительную линию «Золотая горка» известно многое. Правда, больше из книг. До недавнего времени добраться до этого места через заросли кустарников и деревьев, чтобы оценить масштаб событий, было непросто. Год назад активисты общественного объединения «Сморгонь фронтовая» взялись за восстановление подземного хода. Того самого, что более 100 лет назад выкопали русские солдаты, чтобы вплотную подобраться к вражеским войскам, заложить два вагона взрывчатки и преломить ход большой войны.

В местном краеведческом музее вам обязательно расскажут: сморгонская воронка самая большая в стране. До сих пор масштабы того
самого взрыва впечатляют


До событий 1915—1916-х годов в городе Сморгонь на севере Гродненщины проживало более 16 тысяч мирных граждан. А обратно вернулось всего 130. Об этом вам расскажут в местном краеведческом музее в Сморгони. Научный сотрудник Ольга Самаркина не устает изо дня в день повторять посетителям историю края, вспоминать о знаменитых людях и трагических событиях: 

— Посмотрите на фото, сделанное в 1916-м году. Город был просто стерт с лица земли. Сегодня даже на снимках, сделанных из космоса, можно увидеть следы траншей, окопов, бетонных дотов. В то время генеральный штаб находился в треугольнике Вилейка—Молодечно—Сморгонь. Городок являлся важнейшим стратегическим пунктом, поэтому за него так отчаянно держались обе стороны. Первая линия русских траншей практически совпадала с северо-восточной границей города. Обе стороны рыли окопы, ходы сообщения. Это были целые галереи, где при желании можно было ездить на машинах. 

В общей сложности 810 дней, или 2,5 года. Историки говорят, что Сморгонь была единственным городом на фронте от Балтийского до Черного моря, который так долго и упорно защищала российская армия в Первую мировую. Во времена тех трагических событий об этом знал весь мир. Тяжелым испытанием для солдат стали газовые атаки, которые немцы начали проводить уже в 1915-м году. За одну такую атаку погибало от 200 до 300 солдат и офицеров. В Сморгонском краеведческом музее хранится настоящий раритет, свидетель исторических событий столетней давности — немецкий противогаз, поступивший на вооружение в 1913 году.

Угрозе подверглась и жизнь находившегося в окопах штабс-капитана Мингрельского полка Михаила Зощенко, будущего известного писателя. Но и после отравления газами он продолжал командовать ротой. 

Энтузиасты взялись за восстановление знаменитого подземного хода

— В масштабных боях принимал участие первый петроградский женский батальон под командованием Марии Бочкаревой, — показывает на фото отважной, но мужеподобной девушки Ольга Самаркина. — Из 170 женщин, прибывших в Крево, 30 были убиты и 70 — ранены. Похождения «Яшки» и ее жесткий характер были отражены в фильме «Батальон». 

Интересно, что на Сморгонщине не принято делить героев той войны на красных и белых. В кровопролитных боях за Сморгонь мужество и командирские навыки проявили офицеры Антон Деникин и Александр Кутепов, ставшие впоследствии известными генералами Белого движения. Вместе с ними воевал будущий маршал и министр обороны Советского Союза, тогда 17-летний Родион Малиновский. Также отважно сражались полковник Борис Шапошников, будущий начальник Генерального штаба Красной Армии и Маршал Советского Союза, унтер-офицер Степан Красовский, ставший маршалом авиации, а также подпоручик Валентин Катаев, снискавший впоследствии славу еще и на литературном поприще. Была на фронте и младшая дочь русского писателя Льва Толстого графиня Александра, служившая сестрой милосердия в действующей армии и заведовавшая полевым госпиталем на 400 коек. Располагался он недалеко от Сморгони, в Залесье, бывшей усадьбе известного дипломата и композитора Михала Огиньского.

Теория большого взрыва


Пиком противостояния в районе Сморгони были события на Золотой горке. Она расположена в северной части города в конце улицы Каминского. Едем туда вместе с заместителем председателя Сморгонского райисполкома Геннадием Бычко и местным краеведом Владимиром Прихачем. Даже зимой видно, что за местом присматривают. В центре активисты общественного объединения расчистили небольшую поляну, установили два креста — католический и православный. Вырисовываются и подземные ходы, ведущие в глубь леса в направлении огромных воронок, оставленных после взрывов. Всего их было три.

Краевед Владимир ПРИХАЧ показывает историческое наследие Сморгони

— Золотая горка находилась на высоте 72,9 метра, где располагалась немецкая батарея, которая наносила российским позициям значительный урон, — проводит урок истории на открытом воздухе Владимир Прихач. — Ее никак не удавалось захватить. Тогда солдаты решились на отчаянный шаг. За месяц они прорыли подземный ход под немецкую батарею и заложили туда два вагона взрывчатки. Утром прогремел взрыв, русские пошли в атаку, в результате которой высота была взята. Гигантские воронки сохранились до сих пор. 

Подходим к одной из воронок. Глубокая яма, где за сотню лет выросли и постарели деревья. Внутри воронки — ступеньки и крест. 

— Там, где вы видите крест, — это уже была немецкая территория, — показывает на густой лес Владимир Владимирович. — Прочитал в воспоминаниях немецких офицеров, попавших в плен: «Не понимаю. Русские сдали Брест, Гродно, Вильно, а у этого маленького городка стоят насмерть…» Все просто — отступать дальше было некуда. 

Чем уникальна эта воронка? Она единственная в Беларуси подобного размера. Есть поменьше. Учтите, что прошла сотня лет. В прошлом году 2 июля как раз отмечали столетие. На Сморгонщине не менее чем в трех местах велась вот такая подземная война. Есть несколько вариантов происхождения названия «Золотая горка». Самый распространенный — дескать,  золотой ценой далась победа. Второй более загадочный: при отступлении Наполеон закопал где-то здесь свое золото. Есть еще несколько. 

Сморгонь фронтовая


Заместитель председателя Сморгонского райисполкома Геннадий Бычко говорит, что еще многое надо сделать, чтобы все здесь выглядело приближенно к тем далеким военным событиям:

— Ребята из общественного объединения по собственной инициативе взялись за эту нелегкую работу. Полгода назад по линии участия в получении европейских грантов на развитие туристических кластеров было выделено 48 тысяч евро. Из них почти 6 тысяч евро получила наша «Сморгонь фронтовая». За эти деньги сейчас и ведутся работы. Планируется реконструировать линию противостояния, чтобы приезжающие сюда могли увидеть, а не просто услышать, как все было. Хотя сюда и так едут со всех уголков света. К примеру, в прошлом году отмечали сто лет со дня гибели экипажа поручика Макшеева. 

Сморгонь была свидетелем большого числа трагических событий

25 сентября в составе экипажа из 4 человек самолет Дмитрия Макшеева практически в одиночку сражался против немецкой эскадрильи. Сбили наших в районе Крево. Но самолет упал на территории Ошмянского района в деревне Баруны. Немцы похоронили русских летчиков с почестями. Так вот. К нам приезжал внучатый племянник одного из членов экипажа по фамилии Гаибов. Сейчас он работает в Генеральной прокуратуре Азербайджана. Были польские и российские делегации. 

Сегодня туристический маршрут «Тропой войны» связывает мемориальный комплекс «По линии противостояния в Первую мировую войну 1915—1917 гг. в Сморгони», туристический объект «Золотая горка», Сморгонский историко-краеведческий музей и уникальные фортификационные сооружения в деревне Ходаки. Кстати, сам мемориальный комплекс до конца не завершен. На завершающий этап строительства еще предстоит найти деньги. 

Tanula.K@mail.ru

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter