"Золотая фамилия"

Назовите имя какого-нибудь известного в России ювелира.
Назовите имя какого-нибудь известного в России ювелира. Пять секунд на размышление! Ну? Из десятка опрошенных граждан половина попросту промолчит в растерянности, зато оставшиеся респонденты почти наверняка произнесут одну и ту же фамилию - Фаберже.

Почему-то некоторые считают его иностранцем. Петр Карл Фаберже действительно был сыном беженца-гугенота, но родился-то он в Петербурге. Здесь же начал свою карьеру ювелирных дел мастера, через несколько лет добился всемирной славы...

Сначала юноша, учившийся у лучших специалистов в Саксонии, трудился в императорском Эрмитаже, реставрируя старинные украшения. Такая практика помогла ему в совершенстве освоить все технические приемы мастеров прошлого, их стилистические особенности. Одни из ранних работ Карла Фаберже и его младшего брата Агафона - копии, сделанные с античных украшений, найденных археологами в Керчи и переданных в Эрмитаж. Этот заказ был выполнен специально для германского императора Вильгельма и принес братьям первый крупный успех. После столь удачного старта последовали новые заказы, и ювелирное предприятие, которое с 1870 года называлось "Товарищество К.Фаберже", стало известно во многих странах Европы.

* * *

"Если вся ценность дорогих вещей заключается всего лишь во множестве бриллиантов или жемчуга, то они меня мало интересуют". С самого начала Карл Фаберже добивался, чтобы в изделиях его фирмы главной изюминкой был их внешний вид - изящество, оригинальность... Даже драгоценные "камушки" для него были важны в первую очередь своими декоративными достоинствами.

Совершенно неповторимый вид ювелирным украшениям придавало и эмалевое покрытие, разработанное петербургскими специалистами. Благодаря особой технологии удалось добиться удивительного эффекта: эмали Фаберже могли переливаться, менять цвет при легком повороте изделия.

Со временем "Товарищество К.Фаберже" разрослось, здесь работало почти 600 замечательных мастеров - камнерезы, скульпторы-модельеры, художники... За несколько десятилетий они изготовили почти 150 тысяч шедевров ювелирного искусства - вазы, портсигары, письменные приборы, медальоны, броши... Есть даже декоративная водочная пробка "от Фаберже" - в виде совиной головы, вырезанной из драгоценного розового агата, с бриллиантовыми глазами и золотым клювом. Каждая из этих вещей сделана в единственном экземпляре. Таково было неукоснительное правило, установленное самим маэстро. Даже если кто-то из заказчиков просил сделать повтор понравившегося ему украшения, все равно мастера-ювелиры обязательно вносили какие-то изменения - по мелочам, чтобы изделие имело собственные оригинальные черты.

Каждая работа проходила строжайшую проверку, и если только казалось, что качество вещи не соответствует высоким требованиям фирмы, "ювелирку" безжалостно уничтожали.

* * *

В 1885 году Александр III заказал Фаберже изготовить к Пасхе сувенир для подарка императрице Марии Федоровне. Издавна существовала традиция - дарить в честь дня Светлого Воскресения художественно разукрашенные яйца, считавшиеся символом жизни. Вот государь и высказал пожелание, чтобы на сей раз сделано было ювелирное пасхальное яичко. Но какое? Тут Его Величество предоставил мастеру полную свободу фантазии. И Фаберже не разочаровал своего августейшего клиента. Через некоторое время он продемонстрировал царю оригинальный сувенир: разъемное яйцо, внутри которого были спрятаны золотая курочка с короной и рубиновое яичко. Довольный император вскоре присвоил мастеру почетное звание "Поставщик Высочайшего двора" и взял за правило ежегодно к пасхальным праздникам заказывать у ювелира драгоценные яйца "с секретом", которые и дарил своим близким. Причем хитрая "начинка" этих сувениров чаще всего оказывалась сюрпризом и для самого Александра III. На вопрос, что же "этакое" на сей раз будет скрываться внутри яичной скорлупы, он неизменно получал один и тот же ответ: "Ваше Величество будет довольно!"

Подарочные традиции своего отца продолжил и государь Николай Александрович, который пожаловал Фаберже пышное звание "Придворного ювелира и оценщика кабинета Его Императорского Величества". В общей сложности для семейства Романовых фирма изготовила 50 "царских" пасхальных яиц. Главным изготовителем этих уникальных безделушек был талантливый мастер Михаил Перхин. Каких только сюрпризов он не напридумывал! Вот, например, яйцо, внутри которого спрятана крошечная модель крейсера "Память Азова". Другое выполнено в виде стилизованного цветка клевера. В 1899 году Перхин сделал яйцо-часы, увенчанное букетом лилий (их цветки вырезаны из белого оникса, лепестки отделаны бриллиантами, стебельки - из золота). Часовой механизм, спрятанный внутри яйца, вращает кольцо с нанесенными на нем золотыми цифрами, а вместо привычных стрелок-"усов" время показывает неподвижная стрела, выглядывающая из колчана, прикрепленного к корпусу. Совершенно уникальное яичко появилось годом позже, когда в России готовились к торжествам по случаю пуска первого поезда на Транссибирской магистрали. В драгоценной скорлупе мастер спрятал целый железнодорожный состав: платиновый паровозик и 5 миниатюрных золотых вагончиков - точная копия Транссибирского экспресса. Внутри крохотного локомотива Перхин умудрился установить пружинный механизм. Стоило только завести его специальным ключиком - и малютка-паровоз начинал двигаться, таща за собой весь поезд.

Заказывать такие уникальные "яичные" изделия у Фаберже могли только русские цари. Из этого правила было сделано исключение лишь для нескольких "особо выдающихся персон". Одним из счастливчиков стал знаменитый изобретатель и меценат Нобель. Учредив свою престижную премию, он обратился к императору, чтобы тот позволил сделать заказ "придворному ювелиру" на изготовление пасхального яйца. Государь милостиво соизволил разрешение дать.

* * *

На Всемирной выставке в Париже (1900 г.) фирма Фаберже поразила всех, специально изготовив для экспозиции в русском павильоне миниатюрные копии царских регалий - большую и малую короны, скипетр, державу. Они были сделаны из золота, украшены драгоценными камнями и выглядели ну точь-в-точь, как настоящие... только в несколько раз меньше. Тут же, на выставке, Николай II приобрел этот "императорский набор" и передал его в Эрмитаж. А Фаберже получил от устроителей выставки Гран-при и орден Почетного легиона. Несколько королевских домов Европы - английский, датский, германский, шведский - сделали его своим поставщиком ювелирных изделий.

В течение долгих лет подарки "от Фаберже" считались (по неофициальным дипломатическим протоколам) знаком едва ли не самого высшего внимания, которое мог оказать кому-либо из "сильных мира сего" русский император. Например, могущественный германский канцлер Бисмарк получил декоративную вазу, а правителю Сиама вручили нефритовую фигурку Будды и изящную лампаду для его придворного храма.

Во время первой мировой войны фирма Фаберже значительно сократила выпуск ювелирных украшений. Зато здесь было развернуто производство совсем иной продукции - той, что была необходима в суровые дни сражений. Вчерашние золотых дел мастера занялись изготовлением кружек, тарелок, судков, табачниц... Был получен и "спецзаказ" от военного руководства: сделать большую партию дистанционных трубок для снарядов и гранат, механические измерительные приборы для морских судов...

* * *

После революции у всемирно известной фирмы дела резко пошли под уклон. Работа мастерских была полностью остановлена уже в 1918 году, а в феврале 1919-го закрылся и последний из магазинов Фаберже. Сам маэстро поспешил расстаться с взбунтовавшейся страной - через несколько месяцев после октябрьского переворота он выехал под видом курьера из Петрограда в Швейцарию. Лишившись своего любимого дела, он очень страдал: "Это уже не жизнь, когда я не могу работать и приносить пользу. Так жить нет смысла!.." 20 сентября 1920 года замечательного мастера не стало.

А в Советской России тем временем разбирались с оставшимся после "придворного ювелира" и его царственных заказчиков наследством.

Все пасхальные яйца были вывезены из царских чертогов и размещены в Гохране. Впоследствии, однако, судьба сокровищ оказалась очень печальной. Поначалу Сталин разрешил использовать их в качестве оплаты за зерно и станки, необходимые для индустриализации, в военное время за драгоценности покупали автомобили и самолеты. Но это было вынужденным. В брежневские годы изделия Фаберже как-то незаметно для всех перебрались в коллекцию "большого друга советского народа" Арманда Хаммера, и следы их потерялись за океаном. Сейчас в Гохране есть едва ли пяток легендарных и бесценных изделий Фаберже.

Впрочем, иногда на аукционах уровня "Сотбис" промелькнет лот "Изделия Фаберже", но, несмотря на умопомрачительные цены, особенно не торгуются - находятся люди, моментально скупающие драгоценности.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter