Популярный актер Александр Кашперов отметил юбилей

Зодчий в судьбе и профессии

Заслуженный артист Александр Кашперов чувствует себя востребованным не только на родной сцене, но и на киностудии «Беларусьфильм», на радио, среди приезжающих снимать фильмы и телесериалы матерых коллег. Александр Борисович готов к подколам и розыгрышам. Бывает резок, как любой талант, но всегда созидательно заряжен. Кашперов — зодчий в своей судьбе и в своей профессии. И остается мальчишкой. Недавно классно, снайперски невозмутимо сыграл Главу рода в театральной премьере режиссера Олега Киреева «Две стрелы».


Сцена из спектакля «Две стрелы»

— Глава рода — интересная роль. Судя по первым спектаклям, зрителю нравится, он аплодирует. А что еще нам, актерам, надо?

— Вы характерный актер. Ваша главная цель — развлечь или удивить?

— Люблю держать зал в напряжении, дорожу зрителем мыслящим. Развлекаловка — это не мое.

— Александр Борисович, ведь не все знают, как вы попали в театр–студию киноактера, который сейчас без вас и представить сложно.

— В 1957 году я прошел по конкурсу в детскую театральную студию при Белорусском телевидении. Участвовал в телепередачах, постановках. Тогда ведь все шло в живом эфире. Была и школьная самодеятельность, школьные спектакли. Это — детство. Осознанное начало в 1967 году — поступление в двухгодичную студию при театре им. Я.Купалы, где наставниками были народные артисты Леон Рахленко, Борис Эрин, Зинаида Броварская, начинающие тогда Валерий Раевский и Борис Луценко. Мы замирали на спектаклях! А когда ты на сцене с корифеями — это школа на всю жизнь.

Потом был ТЮЗ и счастливое время, когда театром руководил режиссер Николай Шейко. Сейчас он работает завлитом у Табакова в Московском художественном театре. В общем, Шейко уехал...

В один из моих очередных уходов из ТЮЗа я работал в штате цеха звукозаписи на киностудии «Беларусьфильм». Занимался шумами. Особых перспектив не было. В Театр–студию киноактера меня привел Петя Юрченков, один из вгиковцев, основателей театра. Он свел меня с Борисом Ивановичем Луценко, у которого во время учебы в Купаловской студии я был занят в массовке спектакля «Традиционный сбор». Борис Иванович меня вспомнил и взял в театр киноактера. Так с 1990 года и по сей день я здесь живу и сыграл около 30 ролей. С учетом того, что у нас много спектаклей–долгожителей, это внушительная цифра.

— Кто из режиссеров оставил след у вас в душе?

— Упомянутый Николай Шейко, Лесь Танюк, Борис Эрин, Борис Луценко, Александр Беспалый и Владимир Грицевский. А в кино я, пожалуй, у всех классиков снялся: Рубинчика, Турова, Никифорова, отца и сына Карповых, Дмитрия Зайцева, Дмитрия Астрахана. Более 200 ролей. А «своего» режиссера, с кем работать всегда в радость, встретил ближе к шестидесяти. Когда к нам в театр пришел ученик нашего художественного руководителя Александра Ефремова Олег Киреев.

Благодаря ему последние 11 лет для меня период расцвета и главных ролей. Это и Берлиоз в «Мастере и Маргарите», и Капулетти в «Ромео и Джульетте», и Герострат в «Забыть Герострата» Горина, и Горлохватский в «Кто смеется последним» Кондрата Крапивы. Теперь еще и «Две стрелы».

— У вас случались провалы?

— Критика и пресса меня обычно хвалят. Правда, был случай, после спектакля «Гамлет» появилась статья, где спектакль ругали. А могильщиков, я играл второго, похвалили. (Смеется. — Прим. авт.)

— Вы ведь и за режиссуру взялись. Почему возникла такая потребность?

— Как–то на обсуждении репертуара я заявил, что спектакль на кассу, для развлечения можно сделать за 10 дней. Меня поймали на слове: «Сделай!» Выбранную пьесу «Ограбление в полночь» за 10 дней поставить не удалось. К тому же я сам играл главную роль. Были различные препоны, но в месяц уложился. Правда, на последнем этапе мне помогал Олег Киреев. В итоге этот водевиль идет уже 6 лет.

— А можете вспомнить яркое впечатление от работы в кино?

— «Масакра» Андрея Кудиненко. Там колорит, юмор чисто белорусский, настоящий национальный проект! Классный! Высокопрофессиональная группа, актерский состав... Близкая мне стихия сотворчества и радость от содеянного.

Не могу не вспомнить и комедию «Дастиш фантастиш» Александра Кононовича, где мне удалось преобразиться в женщину. Согласитесь, на это не каждый актер согласится.

— Иногда вас называют королем эпизода. Это всеядность или...

— Это жажда работы. Я — за постоянный тренинг. Любую работу нужно делать хо–ро–шо! И кто сказал, что эпизод сыграть легче, чем большую роль? Наоборот, сложнее.

— Нельзя не упомянуть и другую вашу грань — работу на радио и телевидении.

— Представляете, мне и сейчас на творческих встречах говорят: «Мы помним ваши радиосказки на ночь!» Приятно! Много работал и на дубляже фильмов для телевидения. Не сочтите за нескромность, но мне удалось породниться с Джероми Айронсом, Антонио Бандерасом, молодым Жаном Габеном. Озвучивал их как на русский, так и на белорусский язык. Всегда много работал не ради денег, для реализации. Для себя.

— Часто вижу вас на филармонических концертах...

— Классика восстанавливает энергетику. Удваивает силы. Считаю, что музыка во мне живет от мамы. Она окончила консерваторию по классу фортепиано. Была концертирующей пианисткой, потом педагогом в консерватории.

— В чем еще черпаете силы?

— В любимой даче. Раньше как–то не понимал этого. Теперь в свободное время люблю возиться в земле. Цветы сажаю, капусту... Так и напишите: «Кашперов — заядлый дачник».

— Вы часто любите повторять: «Я — минчук, а не минчанин». В чем разница?

— Минчанин — тот, кто сюда приехал, а минчук — абориген, коренной житель. Это текущая в твоих жилах столетиями Немига. Это ты, вросший поколениями в уже не существующую брусчатку улиц города. Это неравнодушие души и раскрепощенность мозгов.

Записала Нелли КРИВОШЕЕВА.

cultura@sb.by

Советская Белоруссия № 119 (25001). Пятница, 24 июня 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter