38 лет в метрострое: Владимир Кузнецов прокладывал самую первую станцию, «Площадь Победы», и новую третью линию

Зодчий подземных дворцов

7 ноября приняли первых пассажиров станции третьей линии минского метро — «Ковальская Слобода», «Вокзальная», «Площадь Франтишка Богушевича» и «Юбилейная площадь». На новой линии метро внедрен уровень автоматизации системы движения метрополитена на базе цифровой микропроцессорной техники, установлены автоматические двери, работа которых синхронизирована с прибывающим поездом, а также горизонтально движущиеся ленты — траволаторы. Во время торжественного открытия Президент поблагодарил всех тех, кто проектировал и строил этот объект, за скорость исполнения и качество работы. ​Строило новые станции более 3000 человек. Среди них Владимир Кузнецов, мастер открытых горных работ 11-го участка СМУ-2 УП «Минскметрострой», он без малого 40 лет строит станции минского метро.

На переднем крае строительства новых станций неизменно опытный метростроевец Владимир Кузнецов.

За надежным щитом

Метростроевцы на лаврах не почивают — сейчас прокладывают станции второй очереди третьей линии. Беседую с Владимиром Кузнецовым на открытом участке тоннеля между будущими станциями «Неморшанский сад» и «Слуцкий гостинец», где монтируются их стеновые блоки и собирается тоннелепроходческий щит ЩН-1С. Работа идет и днем, и ночью — в три смены. Тоннель же от станции «Аэродромной» до «Неморшанского сада» прокладывает другой тоннелепроходческий механизированный комплекс — «Алеся». С ее появлением темпы проходки туннелей увеличились в разы благодаря тому, что откатка грунта шла не по путям — вагонетками, а по транспортерной ленте. Да, «Алеся» быстро продвигается, но ее и дольше «запрягать». Она марафонец. Для коротких участков, до «Слуцкого гостинца» всего несколько сотен метров, проверенный временем проходческий щит ЩН-1С лучше подходит.

Работа идет в три смены — и днем, и ночью.

Судьба человека

1982 год. Владимир Кузнецов, молодой специалист, строит первую станцию минского метро — «Площадь Победы». Сложный узкий участок, консоль козлового крана проходила буквально в сантиметрах от балконов жилых домов. Забот метростроевцам прибавила проходка под Свислочью, русло которой по трубам временно отводили.

— Нам помогали специалисты из Ташкента, их метро старше нашего на 7 лет, — вспоминает Владимир Кузнецов. — Тогда только формировалась наша школа метростроя.


И школу эту сохранили. В тяжелые 1990-е была идея прекратить существование метростроя. Президент так высказался про те времена:

— Несмотря на трудности, нам удалось достроить новые станции второй ветки. И тогда был серьезно поставлен вопрос: а что дальше? И тогда мной было принято решение, которым я горжусь до сих пор. Я сказал: метро у нас будет, метрострой мы разрушать не будем.

Сейчас третья линия метро продолжается в сторону Курасовщины.

Стал метростроевцем Владимир Кузнецов по воле случая. Учился в Саратовском техникуме транспортного строительства. Брат, военный офицер, служил в Минске. Владимир Кузнецов приехал к нему в гости и увидел объявление, что «Минскметрострой» набирает работников. Заинтересовался, пришел по указанному адресу. И сразу направился к начальству. Секретарь не пускала, но напористый молодой человек все же прорвался в кабинет:

— Хочу строить метро.

— Мне школяры не нужны, — бросил фразу управляющий.


На что Владимир Кузнецов твердо и уверенно ответил:

— Я не школяр. В армии отслужил. Заканчиваю техникум. Мне нужен ответ сейчас: завтра улетаю в Саратов.

Метростроевцы на лаврах не почивают — сейчас прокладывают станции второй очереди третьей линии.

Настойчивость молодого парня подействовала:

— Так и быть, беги в отдел кадров.

Владимир Кузнецов успешно защитил диплом и вернулся в Минск строить метро. Поначалу был плотником, бетонщиком, проходчиком, позже перевели на инженерно-техническую работу. Дали общежитие. Вскоре познакомился с будущей женой. Вместе они воспитали сына и дочь.


Сейчас третья линия метро продолжается в сторону Курасовщины. «Алеся» стремительно продвигается к будущей станции «Неморшанский сад». На станции «Аэродромная» уже в разгаре внутренние работы, прокладка коммуникаций. На переднем крае строительства этих современных, с уникальным дизайном интерьеров и новейшими техническими решениями станций — неизменно опытный метростроевец старой школы Владимир Кузнецов.

ikras@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Виталий ПИВОВАРЧИК