Зодчие в тени короля

В Волчине восстанавливают “королевскую” атмосферу минувшего столетия

В Волчине восстанавливают “королевскую” атмосферу минувшего столетия

Волчин, населенный пункт в Каменецком районе Брестской области, — родина последнего польского короля Станислава Августа Понятовского, бывшая резиденция его матери Констанции Чарторыйской. За годы военных лихолетий и революционных преобразований мало что уцелело от уникального имения. Но появился шанс спасти жемчужину архитектуры — костел.

Игра судьбы

То, что памятник архитектуры позднего барокко вообще сохранился, можно считать чудом. Уже после всех войн тридцать лет хранили колхозники в этом здании минеральные удобрения и ядохимикаты. Стены потрескались, заплесневели, но устояли. Впрочем, стояли бы недолго: лет десять назад обрушилась крыша костела с часовой башней.

В девяностые годы прошлого столетия волчинский костел внесли в Список историко-культурного наследия Беларуси. В конце 2007 года костел передали в собственность Пинской епархии Римско-католической церкви. Как знать, возможно, костел продолжал бы разрушаться и под сенью Папы, но в середине минувшего года обратил на него внимание польский реставратор Виктор Вильк. Поистине игра судьбы и слов: “вильк” —  по-польски “волк”. И приехал он в Волчин...

Пан Вильк в Беларуси не впервые. Он уже восстанавливал Минский кафедральный костел Пресвятой Девы Марии, ремонтировал костел Успения Девы Марии в Пинске и пинский же монастырь францисканцев, ставший ныне Межепархиальной высшей духовной семинарией имени святого Томаша Аквинского. Виктору Вильку 65 лет, сейчас он живет в Замостье. В свое время окончил архитектурный факультет Краковского политехнического университета, работал в мастерской по охране памятников профессора Тадеуша Поляка, выполнявшей реставрационные работы по всему миру. В 1989 году основал свою фирму Renovator Wilk. В Беларуси работает с 1993 года. За особые заслуги перед католической церковью распоряжением Папы Римского возведен в кавалеры ордена Святого Григория Великого.

И вот постепенно над волчинским костелом выросла новая крыша, над ней возвышается башня с часами. Под завалами нашли фрагмент одного из прежних циферблатов со стрелкой. Это позволило восстановить не только вид часов, но и их параметры. А часы это были особенные, циферблаты, ориентированные по четырем сторонам света, показывали время, откуда бы ты ни посмотрел на храм. Диаметр циферблата — 1,42 метра. Новшество появилось тоже — механизм часов самый что ни на есть современный, напичканный сложной электроникой. Часы отбивают по-разному полчаса и час с шести утра до десяти вечера.

Летом подняли наверх скульптуру евангелиста Иоанна. Прежде их было четыре, по числу известных авторов Нового Завета, но три давно упали и разбились. Отреставрировал уцелевшего Иоанна белорусский скульптор Николай Андреев.

Последнее пристанище

Этот костел знаменит еще и тем, что сюда 15 июня 1938 года привезли оловянный гроб с останками последнего польского короля. Станислав Август Понятовский вернулся на родину. Судьбу Станислава историки считают трагичной, хотя в памяти современников он остался королем-реформатором. Достаточно напомнить, что при нем была принята Конституция 1791 года, первый подобный Основной Закон в Европе. Но роковой для него стала поддержка российской императрицы Екатерины Второй. Не без ее влияния Станислав стал королем Августом Вторым. Но при той же Екатерине прошли три раздела Речи Посполитой, под ее же давлением он отрекался от престола. И умер на чужбине в 1797 году. В 30-е годы двадцатого века советские власти предложили Польше забрать гроб с прахом Понятовского. Так он оказался в Волчине, который тогда находился на ее территории. Местные жители рассказывали, что кроме гроба были среди вещей корона, сабля, плащ, урна с забальзамированным сердцем. Все это замуровали в крипту. В 1945-м костел закрыли. Через сорок с лишним лет обнаруженные под криптой остатки обшивки гроба, клочки плаща и другие предметы из скорбного перечня были перевезены в Варшаву для символического перезахоронения.

Тайны веков

В Волчине живет легенда: останки короля ночью вывез и где-то захоронил набожный местный житель Антон Протасюк. Мол, после закрытия костела и выезда из страны священников собственность храма подверглась разграблению, вот колишний секретарь гмины и не стерпел. А место захоронения короля сохранил в тайне.

Предполагалось, что в костельной плебании, где когда-то находилось правление колхоза, можно разместить музей Чарторыйских и Понятовских. У местной энтузиастки исторического возрождения Волчина Галины Качановской уже есть несколько ценных экспонатов для этого музея. И главный среди них — копия портрета последнего короля Речи Посполитой с дарственной подписью Святослава Августа. Но о музее в плебании речи пока нет. Зато новое руководство хозяйства ищет покупателя на это строение.

Нельзя не сказать несколько слов и о том, что потеряно, скорее всего, безвозвратно. Костельная плебания стоит на месте бывшего дворца Чарторыйских. Имение, увы, утрачено, но остались фрагменты водной системы, водоемы и каналы. Они сейчас успешно зарастают, но восстановить не проблема, были бы деньги. Достаточно прочистить и заполнить водой каналы. В свое время между этими каналами находились оранжереи, где выращивали апельсины, мандарины и прочую экзотическую для Полесья растительность. Перед имением располагалось искусственное озеро, дно которого выложили стеклом. В воде плавали экзотические рыбки.

О богатстве и красоте волчинского имения слагали легенды. В начале восемнадцатого века хозяином Волчина стал князь Казимир Чарторыйский. Дочь Казимира Констанция вышла замуж за Станислава Понятовского, отца будущего короля. В архиве польского города Дрогичин над Бугом есть запись о крещении будущего монарха. Учился он сперва здесь же, в Волчине, в школе, которую основала его мать. Следует заметить, что Понятовские никогда не отрекались от своей малой родины, в какие бы европейские дали ни заносила их судьба.

Вот такая, увы, типичная для белорусской истории ситуация. Дворцы европейского класса остались в памяти да на редких иллюстрациях. Зато костел имеет некоторые шансы воскреснуть. Виктор Вильк рассказывает: “Когда я пересматриваю фотографии, сделанные пять лет назад, и вижу то, что уже сделано, понимаю — это время прожито не зря”. Волчинский костел, по мнению мастера, его лебединая песня. Таких костелов, возведенных в стиле позднего барокко, во всей Европе всего три. В раскопках и реставрационных работах Вильку самоотверженно помогает Александр Башков, доцент кафедры истории славянских народов Брестского государственного университета имени А. С. Пушкина.

Деревянный крест пережил все войны

А непосредственно реставраторов Виктор Вильк привозит с собой из Польши. В этом сезоне работали от зари до зари с небольшим перерывом на обед четыре мастера. Двое кровельщиков — Кароль Камински и Михал Вуйтович. Пану Каминскому 69 лет, но лучшего специалиста по медной кровле нет, пожалуй, во всем Старом Свете. Мастера по лепнине братья Тадеуш и Марек Тлучеки готовые детали декора везут из польской мастерской.

В реставрацию костела в Волчине ни Польша, ни Беларусь не вложили ни копейки. Работы ведутся на частные пожертвования и за счет средств европейских фондов, созданных для охраны и восстановления исторических памятников. Пан Вильк жалуется, что примерно семьдесят процентов времени уходит у него на поиски денег. А процессу реставрации нужна система. Здесь не годится принцип современного строительства, когда можно, сделав что-то одно, отложить остальное года на два. Но свою лебединую песню Виктор Вильк намерен допеть до конца. И верит, что у него получится.

...В Волчине буквально на каждом метре оставила свой след страшная и прекрасная история. Все войны и грозы пережил деревянный крест, отмеченный на карте 1762 года. Издавна люди верили в его чудодейственную силу и приносили ему жертвы. Ходят к нему волчинцы и поныне: на кресте много разноцветных ленточек. Их навязывают девушки, загадывая себе счастье, как их бабки и прабабки. И так же глядят на часы костела, отсчитывающие мгновения нового века.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter