«Одним из самых ярких воспоминаний студенческой молодости была моя первая поездка в метро в день его открытия в 1984 году. Нарядные станции, радостные лица пассажиров и ни на что не похожий, витающий в воздухе запах, который мы так и называли — «запах метро». Уже не помню, какой это был день, но точно лето. Хотелось бы почитать на страницах «Р» о том, как возникла идея строительства метро и осуществлялся один из самых масштабных проектов в истории столицы Беларуси», — письмо с такой просьбой пришло недавно в редакцию от жительницы Могилевской области Аллы Савицкой. Корреспондент «Р» побеседовал со строителями первых станций минского метро и из первых уст узнал, как они возводились.
Первая свая
После войны Минск быстро развивался. В 1972 году население города превысило миллион человек. Наземному общественному транспорту стало тяжело обеспечивать перевозку пассажиров. Город нуждался в подземке. И вот 30 июня 1984 года Минский метрополитен принял первых пассажиров. Участок из восьми станций от «Института культуры» до «Московской» строили семь лет.
Постановление ЦК КПБ определило сооружение метро в Минске как важнейшую стройку страны. В Минск приехали специалисты из Ташкента — одно из самых опытных подразделений метростроителей в Советском Союзе, а также проектировщики из Киева.
— Строительство метро лично контролировал первый секретарь ЦК КПБ Петр Машеров, — уточняет Валентина Кубашова, ныне экскурсовод выставочной экспозиции Минского метрополитена, до этого десять лет проработавшая начальником станций «Московская» и «Восток». — 16 июня 1977 года была забита первая свая под котлован будущей станции «Парк Челюскинцев». Освоение стройплощадок шло постепенно. Первыми сооружались «Парк Челюскинцев», «Московская» и «Институт культуры».
Отличительной особенностью строительства Минского метрополитена стала небольшая глубина заложения станций. Из-за высокого уровня подъема грунтовых вод станции пришлось размещать буквально под земной поверхностью, на глубине всего 10—17 метров. Чтобы не повредить архитектурный ансамбль Минска, особенно в исторической части города, прокладку тоннелей и строительство станций вели с высокой степенью надежности и точности. В Минске впервые в практике метростроения нашел широкое применение способ «стена в грунте». Он позволил отказаться от строительства больших котлованов, что было особенно важно в условиях работ в стесненных городских условиях.
— Консоль козлового крана проходила буквально в сантиметрах от балконов жилых домов, — вспоминает мастер открытых горных работ 11-го участка СМУ-2 УП «Минскметрострой» Владимир Кузнецов. Молодым специалистом он строил станцию метро «Площадь Победы».

Трудностям вопреки
В процессе строительства создатели метро столкнулись с трудными инженерно-геологическими и гидрогеологическими условиями. Около половины всей трассы приходилось прокладывать с искусственным водопонижением из-за высокого уровня грунтовых вод. На северо-восточном участке строители встретились с иными сложностями. На перегоне «Академия наук» — «Парк Челюскинцев» на пути проходческих щитов обнаружилось огромное количество крупных валунов. А на станции «Институт культуры» некоторые сваи попали в подземную выработку военных лет, где был найден большой склад боеприпасов. Так к строительству минского метро подключились еще и саперы.Свислочь была перегорожена земляной дамбой.
— Заморозка грунта под рекой, которая исключила бы риск проникновения воды в забой, оказалась слишком дорогой, — рассказывает Евгений Шалаев (сейчас на пенсии, а в начале 1980-х маркшейдером участка он руководил командой специалистов по проведению пространственно-геометрических измерений). — Наши инженеры нашли относительно простой и дешевый способ: в искусственную плотину шириной 38 метров уложили десять пропускных труб, по которым речная вода и проходила над стройплощадкой. Свислочь была преодолена всего за 12 дней.
Добрый путь
В день торжественного открытия на «Площади Ленина» прошел митинг с участием первых лиц республики, почетных гостей и представителей общественности. Они перерезали ленточку, совершили пробную поездку. На следующий день метро открылось и для первых пассажиров. Проезд в первый день — бесплатный. К слову, жетонов и проездных на метро тогда не было и, чтобы получить пятаки, пассажиры разменивали монеты в специальных автоматах в вестибюлях станций. Старшие кассиры в первые дни работы нового метро только и успевали заправлять эти аппараты пятикопеечными монетами. Пассажиры всех возрастов — рабочие, пенсионеры, студенты и школьники — оставили сотни записей в книге отзывов. В подтверждение слов любви пассажиров к минскому метро говорит цифра: уже за первый год услугами подземки воспользовались более 80 миллионов человек.Илья ВЛАДИМИРОВ.
Фото из музея Минского метрополитена.