Зной, как в пустыне, был, есть. И будет?

Кто делает погоду? С таким вопросом обратился к ученым писатель Максим Горький еще в 1936 году. И сказал, если они не ответят, то оставят место Богу... Ответ не найден до сих пор.

Аномальное лето 1936 и 1972 годов повторилось и сейчас. Что из этого следует? Выводы для «БН» сделал академик Владимир ЛОГИНОВ.

Кто делает погоду? С таким вопросом обратился к ученым писатель Максим Горький еще в 1936 году. И сказал, если они не ответят, то оставят место Богу... Ответ не найден до сих пор.

Этим летом было впечатление, что нас окутала жара пустыни Сахары. Ни ветерка, ни дождика, плохо спасала тень, да и ночь не приносила облегчения. И длилось испытание зноем не день или два, а больше месяца. Глядя на раскаленное Солнце, мы вопрошали: что случилось, почему так безжалостна погода?

Версий выдвигалось множество. Виновниками называли: глобальное потепление, изгиб течений в атмосфере, который держал над Россией мощный антициклон, экологическую катастрофу в Мексиканском заливе, извержение вулкана в Исландии, проблемы с течением Гольфстрим, американское климатическое оружие, заставившее замереть на одном месте изнуряющий антициклон. Пока ни одна из этих гипотез не стала основной. Не дал четкого ответа и руководитель Росгидромета Александр Фролов, назвав минувшее лето самым теплым за тысячелетие и не имеющим аналогов за более чем 135-летнюю историю наблюдений за погодой!

Но специалисты по реконструкции климата прошлого утверждают: подобные аномалии происходили и раньше! Особенно они проявили себя в конце XIV века.

Имели место аномалии и в не столь далекое время. Так утверждает известный белорусский ученый, академик Владимир Логинов. Владимир Федорович аномальную погоду минувшего лета сравнивает с жарой, которая обрушилась на страну Советов почти сорок лет назад.

— Cлучившееся будет исследоваться метеорологами и климатолами в ближайшие годы, но уже сейчас можно сделать некоторые предварительные выводы о возможных причинах такой сильной жары, — говорит автор многих книг о климате Владимир Логинов. — Предварительный анализ показал, что лето в Центральной России и на востоке Беларуси аналогично лету 1972 года: хотя несколько «уступало» по своей аномальности нынешнему, но было довольно жарким в Московской, Тульской, Рязанской, Липецкой, Воронежской, Курской, Владимирской областях и других регионах. Как и сейчас, так и тогда в Европейской части России бушевали массовые лесные пожары. В Поволжье, Центрально-Черноземном, Волго-Вятском и Центральном районах количество осадков в июле-августе было мизерным, что привело к сильной засухе и к недобору зерна. Урожай по стране в бывшем СССР составил тогда всего 168 миллионов тонн. А в лучшие годы он был 240 миллионов тонн и более! Подобные условия в названных районах России складывались неоднократно, что приводило даже к голоду, например, в Поволжье.

— Владимир Федорович, а чем тогда объясняли аномальную погоду в СССР?

— Основной причиной жаркого лета называли изменение общей циркуляции атмосферы, включая циркуляцию в тропических широтах, а не глобальное потепление и парниковые газы. Кроме того, мало кто знает, что 4 августа 1972 года произошла протонная вспышка на Солнце, одна из самых мощных за историю наблюдений за звездой. И многие ученые пытались увязать невероятную для наших широт температуру с ростом солнечной активности: мол, вспышка привела к тому, что антициклон удерживался на меридиане Поволжья более длительное, чем обычно, время. Но убедительных доказательств не было.

— А в этом году такой вспышки не было?

— Нет. Такие вспышки, как в 1972 году, — редкое явление. Их в солнечном цикле бывает одна-две. Вот вспышка 25 февраля 1956 года была примерно такой, как в 1972 году.

— Тогда что же, Владимир Федорович, стало причиной такого необычно жаркого и засушливого лета?

— Моя точка зрения основывается на работах известных ученых. А. Л. Каца, Е. К. Федорова, Е. И. Серякова. Положительная аномалия в 2010 году, как и 1972 года, была связана с мощным стационарным антициклоном в Центральной России и мощным высотным гребнем, который располагался в Поволжье. Почему такое стало возможным? Из-за своеобразного и крайне редкого распределения температуры поверхности вод в Северной части Атлантического океана. А именно — устойчивая положительная аномалия отмечалась у берегов Северной Америки, а также в Баренцевом море. В июне вся эта система аномалий сместилась к востоку. Это смещение теплых и холодных очагов температуры в океане наступило под влиянием резкого изменения направления господствующих в экваториальной стратосфере ветров. В результате образовался мощный гребень высокого атмосферного давления в тропосфере, который смодулировала хорошо прогревшаяся вода в Северной Атлантике. А теперь поясню, что такое гребень. Для атмосферного давления, так же, как и для поверхности земли, характерна волновая структура: гребень — ложбина, гребень — ложбина. Гребень летом всегда формирует тепло и жару, а в ложбине прохладно и много осадков. Так над Центральной частью Северной Атлантики образовался гребень, а ложбина оказалась в Западной Европе. Следующий гребень «садится» над Поволжьем. Он обеспечил вынос теплого воздуха с юга-востока и засуху, которая существовала в интервале долгот от 30 градуса до 55-го, примерно от Минска до Оренбурга.

Смотрим дальше. Гребень над Поволжьем, а где должна быть очередная ложбина? Где-то на долготах приблизительно 90 градусов. Это восточная Сибирь, Красноярск, Индия, Бангладеш, Пакистан. Там должно выпасть много осадков. Предварительные данные говорят, что так оно и случилось. Осадков выпало даже с лихвой. Например, в Пакистане. Идем далее. Следующий гребень — на Дальнем Востоке. Горят леса в Хабаровском крае. Следующая ложбина — Чукотка. Там холодно. Наконец, очередной гребень — над Аляской, где пересохли реки. В то же время в центральной и восточной части США — ложбина. Точно так было и в 1972.

— Владимир Федорович, а прежние засухи в Поволжье — следствие такой же циркуляции?

— Не исключаю. Во время засухи в 20-е годы прошлого века гребень опять же был на Поволжье.

— Почему Беларусь почти не затронула засуха 1972 года?

— Если гребень уходит далеко на восток, то ясно, что Беларусь он не затрагивает. Если он приближается к Москве, то он может затронуть восточные районы нашей страны. Так и было нынешним летом.

— Можно ли говорить о том, что подобное явление повторится в будущем?

— Если посмотреть лет за 130—140 назад, то ситуация складывается таким образом. Мощные засухи на европейской территории были в конце XIX столетия. Потом грянули засухи в 1920—1922-е годы. Подобное потом случилось и в 50-е, а после в 1972, 1975, 1981-м годах. Временной интервал между названными периодами — 25—30 лет. Есть такой цикл Брикнера. Этот исследователь обнаружил, что экстремальные явления повторяются примерно через 30 лет. Но это цикл, а не период, поэтому нельзя прогнозировать засухи с точностью.

— Такая аномалия может повториться на следующий год?

— Маловероятно. За всю историю наблюдений не было в европейской части Союза подряд двух мощных засух. Такое явление — редкость.

— Можно ли спрогнозировать, что последует за аномальной жарой, исходя из опыта 1972 года?

— Осенью 1972 года на европейской части СССР выпадало достаточно много осадков, похолодало. А вот в ноябре была положительная аномалия. Еще большая — в декабре. Особенно в районе Москвы. Там было довольно тепло, как и на территории Беларуси. Снег выпал только в январе. Если основываться на аналогии атмосферных процессов, то грядет зима снежная, теплая. Отмечу, что точность долгосрочных прогнозов по методу аналогов не превышает 65 процентов. Значит, поживем — увидим.

Евгений КАЗЮКИН

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter