О местах для пожилых и инвалидов

Знайте их место

С недавних пор занимать сидячие места возле дверей в поездах метро — моветон, если вы не пожилой человек, инвалид, мамочка с ребенком или, например, беременная. Соответствующие сиденья в минской подземке стали обозначать специальной желтой наклейкой. Хоть она и достаточно яркая, но все же незаметная. Настолько миниатюрная, что за спиной несознательного, усевшегося на не предназначенное ему место, пассажира и не разглядеть. Так что не удивлюсь, если кто–то о новом порядке и не знает, а другой продолжает себе преспокойно сидеть, не опасаясь осуждающих взглядов.

Фото twitter.com/minmetro

Метрополитен, впрочем, за эксперимент хвалю. Наконец–то обратили внимание на чаяния пассажиров с ограниченными возможностями. Люди культурные, конечно, и без всяких напоминаний информаторов и просьб уступили бы место бабушке или молодой мамочке. А как иначе? Только правду говорят: чтобы действительно понять и принять все проблемы особых категорий граждан, для начала нужно хотя бы представить себя на их месте. Тогда станет абсолютно очевидным, что, оказывается, и сиденья сиденьям рознь. «Тепленькие местечки» — именно те, что у входа: не приходится протискиваться через толпу. Возле поручней, за которые можно схватиться как за спасительную соломинку, когда садишься или встаешь. Не случайно эти сиденья всегда первыми занимают...

Спору нет, в плане развития безбарьерной среды наши транспортники сделали действительно многое. По улицам нынче колесит подвижной состав с преимущественно низким уровнем пола. Если водитель не чурается подъехать впритык к бордюру, то попасть в салон даже на инвалидной коляске не так уж и сложно. Позаботились и о том, чтобы пожилым и инвалидам было удобно в дороге. Накопительные площадки для колясок — раз. Специально сконструированные сиденья — два. Тут и достаточное пространство, и удобные опоры для рук, чтобы можно было легко опускаться на кресло и вставать с него, и кнопка для связи с водителем. Только горожане нередко обращали внимание: занимает такие места даже при полупустом салоне всякий, кто горазд. Поэтому еще прошлой осенью на них появились огромные цветастые чехлы. Не чета малюсенькой наклейке. Так почему бы не сделать так и метрополитену? Чтобы у наглого пассажира даже мысли не было уцепиться за дежурный аргумент «простите, не заметил»? Это, ко всему прочему, и вопрос психологии. Хочешь не хочешь, а для себя решишь: стоит ли занимать место того, кому оно нужнее? Как на твой поступок посмотрят окружающие?

Мне действительно кажется, что многим из нас для того, чтобы выйти из зоны собственного комфорта, задуматься о тех вещах, которые в других странах уже давно понятны и обыденны, не хватает определенных санкций и общественного порицания. Скажем, припарковаться возле торгового центра на специально отведенных местах для инвалидов (они, как правило, расположены чрезвычайно удобно — едва ли не у самого входа, а к тому же гораздо шире, чем остальные), согласно Кодексу об административных правонарушениях, обойдется в две базовые величины. А еще есть вероятность попасть в поле зрения не только Госавтоинспекции, которая этой проблеме уделяет внимание все чаще, но и наших коллег–журналистов. Кому приятно видеть свое авто в столь неприглядной ситуации в интернете? Вот вам и ответ на вопрос, почему если раньше места инвалидов на парковках занимали сплошь и рядом, то сейчас сознательности определенно прибавилось.

В таких ситуациях, думаю, лучший контролер — не совесть, а собственный кошелек. Штрафовали бы ревизоры в наших автобусах, троллейбусах и трамваях не только безбилетников, но и тех, кто занял место более слабого, глядишь, и об элементарных правилах приличия постоянно напоминать не приходилось бы.

deu@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter