Знай свое машиноместо!

Места на парковках в Беларуси приравняли к недвижимости

Места на парковках в Беларуси приравняли к недвижимости

C начала года в Беларуси официально появился новый объект недвижимого имущества – машиноместо. Это отнюдь не мифическая категория, а, как определено положениями Указа главы государства № 538 «О некоторых вопросах деятельности товариществ собственников и организаций застройщиков», «место стоянки, предназначенное для размещения транспортного средства и являющееся частью капитального строения». В документе оговорено: такой объект может принадлежать как юридическому, так и частному лицу и подлежит обязательной госрегистрации.

Фактически с начала нынешнего года машиноместо — это полноценный объект нежилых изолированных помещений при сделках купли-продажи. Ожидается, что возможность продавать и приобретать места под авто поможет в решении проблемы с парковками. По данным Ассоциации автопроизводителей Европы, в Беларуси на сегодняшний день на тысячу жителей приходится чуть более 260 автомобилей. То есть каждая семья в стране имеет во владении автомобиль. Только в столице зарегистрировано более 630 тыс. машин, и, по прогнозам ГАИ, через 10 лет их число должно возрасти на 210 тыс. Вместе с тем, по оценкам специалистов, Минск обеспечен парковочными местами лишь на треть от необходимого количества. Понятно, что формирование инфраструктуры может попросту не поспевать за столь бурной динамикой рынка, поэтому вопрос не лишним было бы поставить на коммерческую основу. Тем более так давно поступили большинство наших соседей.

В Европе как такового понятия «машиноместо» не существует. Зато в некоторых странах ЕС к домам в спальных районах «в нагрузку» прилагаются парковочные метры. Если жильцы или квартиросъемщики предпочитают не тратиться на кусок асфальта, то они по умолчанию пользуются общественным транспортом. Посторонние также не могут оставить автомобиль на не принадлежащей им территории – его попросту эвакуируют. Во всех крупных городах улицы разгружают за счет подземных паркингов. Кроме этого, в Европе платные стоянки давно стали нормой. У нас же машины пока оставляют везде, где можно и где нельзя.

По европейским нормам в жилых кварталах, где в среднем на одного человека приходится 60 квадратных метров площади, должно быть предусмотрено машиноместо на квартиру. У домов повышенной комфортности – более 80 квадратных метров на человека — 2 машиноместа на квартиру. Что касается офисов, то согласно строительным нормам ЕС, принятым в 2005 году, должно присутствовать одно машиноместо на 60 квадратных метров арендуемой площади. В Минске лишь недавно стала действовать норма одно машиноместо на одну квартиру, а до этого при проектировании жилья предполагалось наличие одного машиноместа на две квартиры. И то, похоже, эти показатели не выполнялись… Проблема в том, что у нас лишь в некоторых домах строят подземные парковки, а большей частью многоуровневые паркинги запланированы на отдельной территории внутри жилых кварталов. Но они не строятся, ведь далеко не каждый в состоянии позволить себе такую роскошь, как место в паркинге, которое может обойтись дороже, чем автомобиль. Не находится и инвесторов, готовых вкладывать средства в подобные проекты, ведь их окупаемость проблематична. Представители рынка недвижимости отмечают: купля-продажа машиномест в перспективе может оказаться весьма живым рынком. Тем более на «традиционном» рынке жилья сейчас наблюдается снижение спроса, притом что у населения, выжидающего дальнейшего падения цен на жилые «квадраты», на руках остаются свободные деньги. Поэтому места для парковки вполне могут оказаться весьма любопытными объектами для капиталовложений.

Как говорят в риелторских агентствах, пока за покупкой «участка» для своих железных коней становиться в очередь белорусы не спешат. Хотя приравнивание Указом № 538 машиномест к недвижимому имуществу позволит значительно сократить сроки проведения сделки по его купле-продаже. Прежде, чтобы продать машиноместо, необходимо было собрать отказы от права преимущественной покупки у всех владельцев машиномест в паркинге. А это сотни человек, и в итоге сделка растягивалась на месяцы. Как говорит замдиректора агентства «Твоя столица Консалт» Юрий Попов, на развитие ситуации в значительной степени будет влиять платежеспособность населения. «Многие жилые дома и административные здания начали сдавать вместе с подземными и надземными паркингами – жильцы и владельцы этих домов в состоянии купить и места для своих машин. Рядовым же гражданам не всегда по карману приобрести законный участок на наземной парковке. Тем более что есть вероятность его подорожания. На мой взгляд, цены на машиноместа должны немного вырасти – примерно на 10 %. Сейчас их стоимость колеблется в пределах $ 8—30 тыс. Но для этого нужно, чтобы банки активно принимали места в качестве залога и выдавали под них кредиты», — считает Юрий Попов.

Указом № 538 наряду с преданием машиноместам нового юридического статуса предусмотрено и банковское кредитование населения и юрлиц для их строительства или покупки. Отныне заветные 18 квадратных метров владельцы смогут оставлять и в качестве залога. Однако в банковской среде к нововведению отнеслись настороженно. По словам директора по рискам одного из белорусских банков, в случае ипотеки важным фактором является ликвидность залога, которая у машиномест требует детального изучения. Еще один минус в том, что стоимость такого вида залога или кредита будет относительно невелика, а возиться придется много. 

-------------------------------------

Кстати

Недавно администрацией Минска была принята программа «400 тысяч». Именно столько мест для парковок планируют построить в белорусской столице до 2020 года. Причем население тоже не останется в стороне — жители города также будут участвовать в возведении стоянок. Уже в этом году в каждом районе столицы появится по тысяче машиномест, начнутся работы и на Октябрьской площади. Здесь планируется возвести подземный четырех-уровневый паркинг на 600 автомобилей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter