Алексей Карпинский из Ошмян стал 20-тысячным обладателем генетического паспорта. Для чего он его делал?

Знать, где соломки подстелить

Предупрежден — значит вооружен. По такому принципу живет Алексей Карпинский из Ошмян, получивший 20-тысячный генетический паспорт в Республиканском центре геномных биотехнологий Института генетики и цитологии НАН. Для чего белорусы получают такие документы и какие показатели сегодня можно выявить на основе ДНК-анализа?



Когда Алексей Карпинский решил сделать самый полный генетический паспорт для дочери Маши, многие друзья отговаривали. Предостерегали: вдруг какие-то прогнозы расстроят. Алексей знал, что в документе прописывают предрасположенность к тем болезням, которые можно предотвратить, поэтому страха не было. Зато была история, которая вдохновила поверить в генную инженерию. С женой у них была любовь с первого взгляда. Познакомились подростками в детском лагере — и больше не расставались. Когда Анастасия забеременела, готовы были вместе летать на крыльях счастья. Ребенок был желанным и запланированным, но потом случилась трагедия — малыша потеряли. Слезы, страх, непонимание: почему и за что? Именно тогда Анастасия сделала генетический тест по определению предрасположенности к нарушению процесса беременности, а по его результатам врач назначил лечение. 

Двухлетняя Маша улыбается в камеру, а потом прячется за спину отца, смеется. Перед рождением дочки Алексею приснился сон, что ее нужно назвать именно Машенька:

— Когда продумывали имя, даже варианта такого не было. Только потом соотнесли с женой, что о второй беременности мы узнали в праздник Благовещения. Считается, что в этот день архангел Гавриил возвестил Деве Марии о том, что она родит сына Божьего. Интересно, что родилась наша Маша на католическое Рождество. Чудо? Для нашей семьи — однозначно! 
Считаю, что и белорусские ученые тоже позволяют поверить в сверхъявственное. Удивительно, что сегодня я могу не только узнать предрасположенность дочери к конкретным заболеваниям, но и выявить с помощью ДНК ее таланты. 
Да, мы уделяем большое внимание здоровью, в первую очередь профилактике. Но это не только плановые осмотры. В нашей жизни много спорта: три раза в неделю и у меня, и у жены тренировки. Хотим приобщить и дочку. Заказывая ей генетический паспорт, хотели узнать, какой вид спорта выбрать. Как отец не могу не похвастаться: у нее 3 «спортивных» гена из 4, высокие показатели выносливости. Всегда мечтал, чтобы Маша занималась теннисом — это направление нам подходит. Каждый день наука открывает перед нами новые двери, если это во благо, почему не пользоваться? Наверное, поэтому для себя решил сделать такой ДНК-анализ. 

­ПРЯМАЯ ­РЕЧЬ

Ирма Моссэ, главный научный сотрудник Института генетики и цитологии НАН:

— Белорусские генетики уже разработали способ количественного определения предрасположенности к нарушению процесса беременности. Теперь хотим внедрить подобный метод оценки риска развития сердечно-сосудистых заболеваний. Инфаркт миокарда, флеботромбоз, тромбоэмболия легочной артерии, фибрилляция предсердий — все эти патологии можно предотвратить при соответствующем образе жизни и лечении. Коронавирусная инфекция тоже повлияла на новые разработки. Ковид опасен осложнениями, поэтому с этого года начинаем делать анализы, определяющие вероятность тромбозов и гипертонических кризов. Кроме этого, в планах проводить генетическое тестирование на стрессоустойчивость. Именно гены влияют на возможность человека заниматься экстремальными профессиями. Разработкой уже заинтересовались силовики, пограничники и спецназ. Важно, чтобы человек в сложных обстоятельствах не растерялся и смог выполнить поставленную задачу. Это необходимое качество для авиадиспетчеров, летчиков и пожарных. 

azanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter