В БГУ рассказали о конкуренции в экспорте образовательных услуг

Знания — золото

Сначала работаешь на рейтинг, а потом он на тебя

Обучение иностранных студентов — для страны вопрос особый. Это в определенном смысле лакмусовая бумажка системы образования государства: чем больше иностранцев учится, тем конкурентоспособнее вузы. Студентов сегодня привлекает не только цена обучения, но и позиция вуза в мировых рейтингах, а также комфорт и стоимость проживания. В нашей стране уже несколько лет подряд Белорусский государственный университет является лидером по экспорту образовательных услуг. В прошлом году главный вуз страны продемонстрировал рекордный показатель выручки по данному направлению, которая составила 15 миллионов долларов. О том, как конкурировать на мировом рынке образования, в интервью «Р» рассказал проректор БГУ по учебной работе и интернационализации образования Константин Козадаев.

Основную ставку в БГУ сделали на Китай, и, как показала практика, это был удачный выбор. Китайские студенты зарекомендовали себя как ответственные плательщики и потребители услуг.

Экспортный портфель

— Константин Владимирович, известно, что в БГУ учатся более четырех тысяч иностранных студентов. Это представители нескольких десятков государств. Расскажите подробнее, как сегодня выглядит экспортный портфель ведущего вуза страны?

— Наиболее значимые изменения в структуре и объемах экспорта у нас произошли в последние четыре года. Мы по нашим анализам и прогнозам развития рынка образовательных услуг поняли, что нужно переориентироваться на Среднюю Азию, Ближний и Дальний Восток. Страны в этих регионах интенсивно развиваются и в то же время испытывают трудности с удовлетворением внутреннего спроса в высшем образовании. Их очень интересуют наши услуги по уровню качества и цене.

Благодаря выбранному вектору мы за последнее время нарастили контингент обучающихся иностранцев почти в два раза: с 2,3—2,4 тысячи человек в год мы дошли до 4,5 тысячи в прошлом и позапрошлом годах. Это значимые объемы. Также фактически получается, что каждый четвертый иностранный студент в стране — это студент БГУ.

В целом иностранные студенты в нашей стране — это в основном жители Китая, Туркменистана, России, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана. Всего у нас учатся студенты из около 50 государств.

У студентов из Китая пользуются спросом специальности, связанные с журналистикой, филологией, экономикой, в меньшей степени — международных отношений. Студенты из Туркменистана, государств — членов ЕАЭС, СНГ интересуются экономическим и международным профилями. Видим сдвиг интереса в сторону других специальностей: информационные технологии, химия, биотехнологии, радиофизика. Диверсификация постепенно происходит.

Основную ставку мы сделали на Китай, и, как показала практика, это был удачный выбор. Китайские студенты зарекомендовали себя как ответственные плательщики и потребители услуг. Мы стали надежным партнером для китайских вузов, с которыми сотрудничаем с 2007 года: наше имя сильно помогает привлекать студентов. Если говорить об образовании в Китае, то стоит обратить внимание на то, что китайские вузы активно развиваются, но и числом, и объемами они до сих пор еще не в состоянии удовлетворить внутренний спрос. Достаточно большое число китайских студентов сейчас направляется на обучение за рубежом. Учитывая этот тренд, нам очень важно занять свою нишу. Мы оперируем тысячами, но понимаем, что количество студентов в Китае — это миллионы. Есть над чем работать.


— А если говорить о западном направлении, как внешнеполитическая ситуация повлияла на БГУ?

— Больших изменений мобильности в западном векторе мы не почувствовали. Ее было всегда не очень много. При этом студенты из Европы у нас есть — кто-то доучивается, кто-то приходит учиться на первый курс. Есть интересные случаи, когда отказываются, например, от польских вузов и белорусы, и иностранные граждане и возвращаются в нашу страну. Стоит также заметить, что в 2020-м первые полгода для нас были некоторые сложности, связанные с внешнеполитической ситуацией в мире, однако ставка на восточный вектор была правильной. Сегодня все предпосылки для выполнения задания по экспорту образовательных услуг на уровне более 10 миллионов долларов у нас имеются. Ждем также притока студентов из Китая, потому как у нас возобновлено прямое авиасообщение с помощью китайской стороны.

Почти четверть экспортных поступлений в системе Минобра

— Как привлечь иностранных студентов, учитывая большое количество конкурентов на образовательном рынке?

— Привлекать студентов нам очень сильно помогает продвижение в мировых рейтингах. Мы целенаправленно порядка десяти лет работаем над своим имиджем в зарубежных рейтинговых системах. И эта работа приносит свои результаты. Сейчас в мире есть три наиболее престижных рейтинговых агентства. Среди них британский рейтинг мировых университетов QS World University Rankings, Times higher education world university rankings (THE) и Шанхайский рейтинг вузов. В последний попасть очень трудно, поскольку одним из критериев, влияющих на позицию в нем, является привлечение нобелевского лауреата для работы в университете. В рейтинге THE БГУ находится на позиции 1000+, но этот рейтинг изначально направлен на наукометрию, в меньшей степени — на образование. Поэтому тот, кто может позволить вкладывать деньги в суперлаборатории, ученых, имеет более высокие позиции в данном рейтинге. Ближе всего нам рейтинг QS, где мы сейчас занимаем 288-е место. Если учесть, что в мире всего чуть более 30 тысяч университетов и учреждений высшего образования, то мы входим в один процент лучших вузов мира. Кроме того, в ряде развивающихся стран на уровне правительств закреплено положение, согласно которому господдержкой могут пользоваться студенты, направляющиеся для поступления в вузы из одного процента лучших. Борьба в рейтинге помогает нам практически не испытывать конкуренции на внутреннем рынке по иностранным студентам. Мы обеспечиваем от 20—25 процентов всех экспортных поступлений в системе Министерства образования. При этом мы один из 50 вузов страны, а, скажем, БНТУ по размерам сопоставим с нами. Также мы не единожды получали звание «Экспортер года». В прошлом году, когда праздновали столетие со дня основания БГУ, мы показали исторический максимум по экспорту образовательных услуг — почти 15 миллионов долларов выручки. В стране такого еще не было.

Ставка на англоязычные программы

— Как язык обучения влияет на привлекательность образовательных программ?

— Мы сегодня для упрощения широко предлагаем модель англоязычного образования. Китайскому студенту сложнее выучить русский язык, чем, например, поднять уровень английского, который он изучал в школе. За последние годы мы увеличили число англоязычных программ в магистратуре с двух до более двух десятков. Более 60 процентов всех иностранных магистрантов учатся по англоязычным программам. Это повышает и рентабельность, дает конкурентное преимущество на рынке. Но внедрение таких программ еще и большой вызов — нужно перестраиваться, иметь методическое обеспечение, преподавателей.

— Насколько конкурентоспособны образовательные услуги БГУ по стоимости в регионе и на внешнем контуре?

— При выборе вузов большое влияние оказывает ценообразование. В целом у белорусских вузов оно ниже, чем у стран-соседей. Однако наше высокое место в рейтинговых системах позволяет диктовать более высокий уровень цен. Средняя стоимость года обучения на первой ступени образования варьируется от 3 до 4,5 тысячи долларов в зависимости от факультета, престижности специальности, ее популярности. Также стоимость зависит от языка обучения.

В магистратуре у нас стартуют цены от 4,5 тысячи долларов. Абсолютный рекорд по стране — это 7,5 тысячи долларов за магистерскую программу. Она уникальная, запущена по заказу структуры, которая отвечает за инновационное развитие ОАЭ. Для этой программы мы предлагаем уникальные компетенции в области электроники, оптики, лазерной физики.

Если сравнивать стоимость обучения в нашем вузе по региону, то она вполне сопоставима с основными федеральными российскими университетами, топовыми польскими, литовскими, украинскими вузами. Но при этом немного меньше, чем в МГУ и Санкт-Петербургском государственном университете. Выставляя достаточно высокий уровень стоимости образовательных услуг, мы идем на определенный риск, но при этом и рентабельность нашей деятельности оказывается существенно выше. Зарубежные студенты при выборе места обучения обращают внимание на три вещи: стоимость, престижность и условия проживания. В последнее входят безопасность, климат, развитая инфраструктура, удобные условия для внеучебного времяпрепровождения. По этому фактору, кстати, наша страна очень конкурентная, ведь мы имеем низкий уровень преступности, высокую культуру жителей, хорошо развитую инфраструктуру, низкую стоимость проживания.

Стоит отметить и то, что многие вузы как ближайшего зарубежья, так и внутри страны сегодня демпингуют на рынке. И нам нужно отстаивать согласованную позицию, что могло бы положительно сказаться на повышении выручки от образовательных услуг на национальном уровне.

kryzhevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter