Знания высшей пробы

Стоит ли медаль тех трудов, которые вкладывают школьники в ее получение

Стоит ли медаль тех трудов, которые вкладывают школьники в ее получение

В советские времена золотая медаль по окончании школы давала большие преимущества при поступлении в вуз. Именно это являлось хорошим стимулом и для ребят, и для родителей. Сегодняшние реалии таковы, что отличная учеба – скорее вопрос самоорганизации. Впрочем, благодаря введенным недавно новым правилам приема медаль может облегчить поступление. Но только на педагогические специальности. Есть ли тогда стимул в получении медали у школьника, выбирающего другую профессию?

В 2013 году из 60 тысяч выпускников 2325 человек стали обладателями золотой медали и 235 — серебряной. Стоит отметить, что родителям нынешних выпускников получить престижную награду было проще. Ведь ранее для получения золота или серебра необходимо было закончить на отлично только десятый и одиннадцатый классы, в то время как сейчас начинать усердно зарабатывать десятки нужно как минимум с восьмого класса. 

Гарантия успеха

Согласно новым правилам приема, помимо преимущественного права зачисления при одинаковом количестве баллов (это положение общее для всех медалистов) обладатели аттестата особого образца, желающие поступать на педагогические специальности (их перечень устанавливается Министерством образования при наличии рекомендаций педагогических советов), имеют право делать это без вступительных испытаний. Многих такие новости искренне обрадовали.

— Льгота для медалистов оказалась неожиданным подарком, так как я хочу поступать в вуз на специальность “учитель русского языка и литературы”, — говорит претендентка на серебряную медаль, учащаяся гимназии № 14 города Гомеля Анна Трепачева. — Конечно, награда зарабатывается нелегко, и приятно осознавать, что твои усилия поощряют еще и льготами при поступлении. У меня бывали случаи, когда что-то не получалось. В такие моменты становилось все равно, получу медаль или нет. Но родители и классный руководитель поддерживали, говорили, что я потратила слишком много сил на отличную учебу, чтобы просто так все бросить. Хорошо, что я тогда не опустила руки!

Знак качества

Для остальных медалистов сохраняются прежние правила поступления — без льгот, кроме уже упомянутого преимущественного права на зачисление при одинаковом количестве баллов. К слову, это же предусмотрено и для некоторых других категорий абитуриентов (инвалидов, детей из многодетных семей, граждан, подпадающих под действие “чернобыльского закона” и т. д.). Причем медалисты занимают в этом перечне далеко не первые позиции. Хотя специалисты уверены, что медаль — сама по себе гарантия качества полученного образования.

— Уровень знаний, по крайней мере у обладателей школьного золота, настолько высок, что при желании ребята могут поступить на любую специальность и в любое высшее учебное заведение, — говорит заместитель директора по учебной работе столичной средней школы № 53 Жанна Гвозд.

За и против

Некоторые учителя считают, что поскольку получение медали требует от школьника немало усилий, то и вознаграждение должно быть соответственное. Например, стоит подумать о возврате льгот, которые существовали для медалистов в советские времена.

— Медаль — огромный труд, — говорит учитель русского языка и литературы средней школы № 53 Минска Людмила Высоцкая. — Так как за время своей педагогической практики я выпустила не одного отличника, знаю об этом не понаслышке. Для получения “аттестата особого образца” необходимо иметь свидетельство об общем образовании с отличием, которое в свою очередь выдается в том случае, если ученик заканчивает восьмой и девятый классы на девятки и десятки по всем предметам. Ранее ученик знал, во имя чего он трудится. Ведь тогда медалисты без экзаменов могли поступать на многие специальности. Потом был период, когда сдавали только один вступительный экзамен вместо трех. Может, стоит подумать о возврате такой системы?

Представители вузов не столь категоричны в оценках.

— Медалисты, поступившие в наш вуз, действительно обладают хорошими знаниями и доказывают это во время учебы, — признает проректор по учебной работе Белорусского государственного экономического университета Геннадий Матецкий. — При поступлении все они набрали высокие баллы, что уже тогда было показателем уровня их подготовки. Но все же, я считаю, возвращать льготы для медалистов, которые были в Советском Союзе, не стоит. Контрольная проверка знаний “на месте” необходима. Та льгота, которая сегодня введена при поступлении в педвузы, оправданна — создается преференция с целью повышения престижа педагогических профессий. Что же касается поступления на остальные специальности, на мой взгляд, все абитуриенты должны быть в одинаковых условиях.

Кусок металла, но ценный

Конечно, добиться высоких результатов в учебе довольно тяжело. Но ведь никто не заставляет школьников учиться на отлично. Это их решение. Многим медалистам приятно осознавать, что их труд замечен и хоть немного поощрен.

— Медаль как таковая никаких бонусов не дает, — говорит нынешняя студентка БГУ, обладательница золотой медали Валерия Фролова. — Это просто кусок металла. Но не скрою, что очень приятно видеть реакцию людей. Сразу как-то становишься выше в их глазах, да и бабушке теперь моей есть чем похвастаться перед родственниками. Хотя при поступлении в университет “аттестат особого образца” помог мне только высоким средним баллом, который был бы таковым и без получения медали. А “страховка” в виде преимущественного права на зачисление мне вовсе не пригодилась.

Стоит заметить, что современные родители уже не столь нервно относятся к учебе своих детей. А согласно опросам, примерно 80 процентов из них не считают получение ни золотой, ни серебряной медали непременным условием успешного окончания школы. Эта тенденция неожиданным образом повлияла на самих подростков — несмотря на отсутствие принуждения и все сложности, они сами стараются окончить школу как можно лучше. Большинство понимает, что даже не сама медаль, а качественные знания — гарантия поступления в престижные вузы и получения перспективной профессии. А если тебе еще и медаль дадут — вдвойне приятно.

 БУДЬ В КУРСЕ

Со знаком “отлично”

У претендента на золотую медаль должны быть:

  • свидетельство об общем базовом образовании с отличием;
  • за период обучения и воспитания на третьей ступени общего среднего образования годовые отметки “десять” или “девять” по всем учебным предметам за исключением “физическая культура и здоровье” и “допризывная и медицинская подготовка”, где допускаются отметки не ниже шести баллов;
  • отметки “десять” или “девять” баллов по всем учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены;
  • примерное поведение.

У претендента на серебряную медаль должны быть:

  • свидетельство об общем базовом образовании с отличием;
  • за период обучения и воспитания на третьей ступени общего среднего образования годовые отметки “десять” или “девять” по всем учебным предметам за исключением предметов “физическая культура и здоровье” и “допризывная и медицинская подготовка” и других одного-двух учебных предметов, где допускается отметка не ниже шести баллов;
  • экзаменационные отметки “десять” или “девять” по предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, и отметка не ниже шести баллов по тем же одному-двум учебным предметам, по которым были выставлены годовые отметки не ниже шести баллов;
  • примерное поведение.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter