Знания тоже товар

СССР когда-то был вторым по экспорту образовательных услуг

Советский Союз некогда держал второе место в мире по экспорту образовательных услуг, уступая лишь США.

С тех пор много воды утекло, а страны постсоветского пространства, увы, так и не вернулись на прежний высокий уровень. Их потеснили США, Англия, Франция и Канада, где ежегодно обучаются сотни тысяч иностранных студентов, пополняя доходы особенно успешных на этом поприще государств на многие миллионы и даже миллиарды долларов.

Беларусь в 2013 году увеличила экспорт услуг на 17 % и заработала около 30 миллионов долларов. Число студентов выросло почти на 4 тысячи человек, а абсолютная цифра превысила 16 тысяч. Как говорится, динамика налицо. Но много это или мало, если проводить параллель с другими странами, и что мешает повысить планку в разы?

Конечно, все в мире относительно. И как сравнивать, скажем, масштабные по территории Россию, Украину и небольшую Беларусь? Но если говорить о мировом рынке, ситуация у трех стран приблизительно схожая: их присутствие здесь колеблется в районе 0,5—2 %. А вот в абсолютном выражении, конечно, цифры несопоставимые: в Украине обучаются более 65 тысяч, а в России — около 250 тысяч иностранцев.

В вузах России, имеющих федеральный статус, практика обучения граждан на английском языке уже широко распространена. А вот в Беларуси пока такое преподавание остается штучным продуктом. В числе вузов, успешно его освоивших, — БГМУ, БГУИР, БГТУ и некоторые другие. Согласитесь, немного. К счастью, проблему видят и понимают в Минобразования, и все классические университеты должны будут открыть подготовку англоязычных специалистов со следующего учебного года.

Что ж, новость прорывная. Но вот успеют ли вузы к этому подготовиться? Ведь речь идет не только о составлении учебных программ на иностранном языке, но и о подготовке преподавателей, которые будут осуществлять такое обучение. Можно, конечно, привлечь к преподаванию сотрудников ведущих зарубежных университетов. И такие примеры есть. Вместе с тем вопросы тарифицирования оплаты труда педработников, осуществляющих подготовку иностранных граждан на английском языке, все еще не урегулированы.

Конечно, можно сделать ставку на потенциальных русскоязычных студентов, проживающих за рубежом. Да и в целом расширять присутствие белорусских вузов за пределами страны. Такой опыт, в частности, есть у БГУИР, который открыл филиал в США. Созданы совместный инженерно-технический факультет БНТУ и Таджикского технического университета имени М.С. Осими в Душанбе, ресурсный центр начального профессионального образования по строительным профессиям в Азербайджане, Белорусско-Вьетнамский центр содействия научно-техническому сотрудничеству, Белорусско-Вьетнамский инновационно-образовательный и научно-технический центр. Вместе с тем, как выясняется, в Беларуси еще не существует реально действующих нормативно-правовых актов в части создания таких структурных подразделений. Так что потребуется внесение ряда изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об образовании.

А вот вопрос с посредническими организациями, привлекающими студентов в Беларусь, можно считать решенным. Около года назад на базе Республиканского института высшей школы открыт Центр международного сотрудничества в сфере образования. «Специалисты центра оказали практическую помощь учреждениям образования. В том числе создали базу посреднических организаций, действующих на территории Беларуси и за рубежом», — говорит заместитель министра образования Виктор Якжик.

Кроме престижа и приличного дохода, иностранные студенты, отмечают эксперты, могли бы также компенсировать потери белорусских вузов от демографического кризиса. Ведь не секрет, что количество выпускников школ год из года сокращается. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter