Знания — тоже превосходный товар

Будущие лидеры китайского туризма учатся сегодня в Беларуси. И это не шутка...

Будущие лидеры китайского туризма учатся сегодня в Беларуси. И это не шутка: оказывается, менеджер в сфере туризма — одна из самых популярных специальностей у китайских студентов, обучающихся в нашей стране. Среди других наиболее популярных — мировая экономика, филология (русский язык как иностранный) и другие лингвистические специальности. До самого недавнего времени китайцев интересовали больше гуманитарные науки, но сейчас наметилась новая тенденция, рассказывает начальник главного управления учебной и научно–методической работы Белорусского государственного университета Людмила Хухлындина: студенты из Поднебесной приезжают в Беларусь, чтобы получить диплом в области высоких технологий. Им особенно интересны компьютерная безопасность и все, что связано с аэрокосмической отраслью, — что вполне понятно с учетом амбициозной космической программы, которая осуществляется в стране.


Делегация белорусских вузов побывала в Пекине для того, чтобы принять участие в представительной Международной образовательной выставке и «продемонстрировать то, что у нас есть». Сегодня в наших вузах учатся 10 тыс. иностранных студентов — по словам проректора Белорусского государственного экономического университета Владимира Хмельницкого, «всего десять тысяч». Наши университеты могли бы принять на порядок больше, но для этого нужно, чтобы о такой возможности знали и сами студенты. Поэтому участие в выставках, подобных пекинской, — дело хотя и затратное, но нужное, да и затраты эти вполне оправданны. К тому же обучение иностранных студентов — это чистый экспорт услуг, без всяких импортных составляющих, а значит, дело выгодное во всех отношениях. Ведь иностранные выпускники белорусских вузов — это не просто валюта, это прежде всего друзья, которые проносят добрые чувства к нашей стране и людям через всю жизнь. А это никакими деньгами не измеришь.


Три главные причины, по которым китайские студенты выбирают Беларусь, — это качество образования, доступная цена и спокойная обстановка в стране. Надежда Кунец, начальник отдела по работе с иностранными гражданами и международного маркетинга управления международного сотрудничества БГУ, отмечает, что ежегодно в университете проводят социологические исследования, которые призваны ответить на вопрос, почему иностранные студенты выбрали именно БГУ: «Так вот, 95% опрошенных китайских студентов отмечают, что для них важно, что Беларусь — спокойная страна и что белорусы хорошо относятся к китайцам». Кстати, у БГУ есть официальный сайт на китайском языке, и сейчас в вузе учатся 800 студентов из Поднебесной (цель — довести эту цифру до тысячи), в БГЭУ — 102.


Владимир Хмельницкий отмечает, что одно из самых перспективных направлений — подготовка студентов под нужды конкретных предприятий. Например, недавно в университет обратились представители совместного предприятия «Мидеа–Горизонт» с просьбой подготовить специалистов экономического профиля для работы в компании. В БГЭУ такой заказ восприняли с энтузиазмом.


В самом Китае достаточно остро стоит вопрос о трудоустройстве выпускников. Если раньше за специалистами, возвращающимися из–за рубежа, работодатели только что в очереди не выстраивались, сегодня ситуация изменилась: подобных специалистов стало так много, что теперь уже они гоняются за работодателями. Больше всего сейчас востребованы квалифицированные рабочие, а специалисту с высшим образованием «работу своей мечты» еще придется поискать. Людмила Хухлындина отмечает, что много китайских выпускников белорусских вузов остаются работать у нас — благо двусторонние отношения развиваются активно. С одной стороны, открывается немало представительств китайских компаний и им нужны специалисты, знающие русский язык и знакомые с белорусской реальностью, с другой — растет количество белорусских компаний, которым нужны работники, знающие китайский язык. Хотя таких становится все больше и среди белорусов, на китайский язык у нас сейчас что–то вроде моды. Хотя насчет «моды» заведующий кафедрой восточных языков Минского государственного лингвистического университета Сергей Алейник со мной не соглашается, называет это скорее «трендом». Два университета Конфуция, изучение китайского в начальной школе говорят сами за себя. Причем наших людей даже агитировать не нужно — сами стремятся к знаниям. Китайцы к ним тоже стремятся, а заодно хотят и мир посмотреть. Но за китайского студента нам предстоит еще побороться.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter