Знания — силой

Шпаргалки — изобретение давнее. Но еще никогда ухищрения студентов не воспринимали как угрозу качеству образования...

Экзамен в университете. Профессор следит, чтобы никто не списывал. Входит заведующий кафедрой: «Ну что, все ищете любителей списывать?» — «Нет, любители списывать давно за дверью. Здесь остались одни профессионалы!»


Шпаргалки — изобретение давнее. Но еще никогда ухищрения студентов не воспринимали как угрозу качеству образования. И за ловкость рук пока ни одного белоруса из вуза не отчислили. Однако за последнее десятилетие понятие «списывание» утратило былой смысл. «Шпоры», «бомбы» и тому подобную дребедень почти вытеснили высокие технологии: теперь продвинутые юнцы благополучно списывают ответ на нужный вопрос с мобильного телефона или карманного компьютера, через беспроводную гарнитуру или MP3–плейер. Процесс заимствования чужого сильно упростился. Отсканировал, уменьшил шрифт, распечатал, а то и сфотографировал ответы камерой телефона или вообще надиктовал на встроенный диктофон... Спрашивается: зачем вообще учить, если все так просто?


Чужая мысль онлайн


Впрочем, находятся уникумы, которые и в наши технологичные времена пользуются старыми проверенными способами. Преподаватели БГТУ до сих пор вспоминают второкурсницу, которая к экзамену по высшей математике написала формулы на внутренней стороне... ногтей! Впрочем, и парни — не промах: пишут шпаргалки на галстуке, джинсах, носовом платке. Но чаще приходят с... микронаушником телесного цвета. Его даже маскировать не надо, перевязывая голову, как герой фильма Гайдая.


Декан инженерно–экономического факультета БГТУ Сергей Касперович честно предупреждает девушек: на экзамен приходить с аккуратными прическами и открытыми ушами, чтобы не вызвать недоверие.


— В некоторых группах перед экзаменом прошу все телефоны отключить и положить на парту. Хотя понимаю, что у них может быть второй аппарат. Но если преподаватель сам не позволит, никто не спишет. Вывести на чистую воду несложно даже студента с наушником: задаешь дополнительный вопрос, он начинает его проговаривать, с паузой отвечает, не всегда может объяснить даже то, что сам написал в листе ответа. Забираем наушники, делаем выговор, повторно еще никто не попадался.


Раньше преподаватели снисходительно относились к тем, кто писал шпаргалки, полагая, что они хоть часть материала запомнили или, по крайней мере, в нем ориентируются. Сегодня на это слабая надежда.


— У нас даже пытались в вузе дать объявление о сдаче в аренду микронаушников! — возмущается декан юрфака БГУ Сергей Балашенко. — Я уже не говорю о не очень конспирирующих себя фабриках курсовых, дипломных, кандидатских, которые не несут никакой ответственности за свои медвежьи услуги...


По мнению декана юрфака, заказные курсовые и выпускные должны быть вне закона — как сделка, совершенная для обмана аттестационной комиссии. Деятельность подобных центров не является образовательной услугой, не требует лицензии и соответственно не попадает в сферу контроля. Вот и существуют «фабрики чужой мысли» еще с советских времен. Тогда они были подпольными и ориентированы, как правило, на управленцев, которые хотели диссертацией подкрепить свою должность. А сегодня перед нами целая отрасль! Плюс интернет, переполненный готовыми рефератами, курсовыми и выпускными на любые темы. Педагоги сетуют, что с появлением «всемирной паутины» студенты совершенно потеряли уважение к интеллектуальной собственности. Для них использование нескольких страниц чужого текста — нечто вроде цитирования.


Вычислить, откуда списал студент, довольно просто, считает декан истфака БГУ Сергей Ходин:


— По истории Беларуси не такой уж большой выбор информации. Некоторые мне сдавали контрольные, в которых я читал целые разделы из своего собственного учебника. Они даже не удосуживались посмотреть, у кого «скачали»! Сложнее с темами по всеобщей истории. Для проверки работ, вызывающих сомнение, мы используем специальную компьютерную программу, одновременно формируем свою базу данных курсовых и дипломных, но этого пока недостаточно.


К тому же программа не вычислит заимствования, если текст переведен с русского или английского на белорусский язык. Схемы, чертежи, математические формулы для нее тоже белое пятно. Тут по–прежнему все зависит от остроты взгляда руководителя курсовой.


Отчислить нельзя помиловать


О том, что явление из разряда студенческого фольклора плавно перетекает в традицию, говорят уже не в узком преподавательском кругу, а на итоговой коллегии Министерства образования.


— Списывание на экзаменах должно рассматриваться как грубое нарушение правил внутреннего распорядка или дисциплинарный проступок! — уверен первый заместитель министра образования Александр Жук. — А нарушитель в соответствии с Кодексом об образовании подлежит дисциплинарному наказанию, возможно, вплоть до отчисления за повторное нарушение.


В России год назад в Уральском филиале Сибирского университета физкультуры решили дать бой списыванию, отчислив за плагиат из интернета сразу 12 студентов. Правда, суд признал незаконным приказ об отчислении и вынес решение восстановить их в списках. Но, так или иначе, преподаватели своей цели достигли: после такой работы над ошибками «находчивых» поубавилось.


— Не думаю, что мы вправе отчислять студентов за списывание, — мнение проректора БНТУ Георгия Вершины. — За это должен нести ответственность преподаватель, в его обязанностях — объективно оценивать знания учащихся, а не их умение списать. Студент же за свою нечестность получает взыскание в виде академической задолженности. А это уже риск быть отчисленным за неуспеваемость.


Кстати, когда в австралийском университете Новой Англии задним числом вскрылось 210 случаев плагиата, ректор решил наказать не студентов, уже получивших дипломы, а преподавателей, которые выставили работам, щедро усыпанным заимствованиями, приличные оценки... Впрочем, что говорить о студентах, если даже диссертацию министра обороны Германии Гуттенберга уличили в компиляции! Так что списывание — болезнь интернациональная. Универсальной вакцины против нее пока нигде не придумали.


— Нельзя изменить психологию человека за один день, — убежден Сергей Ходин. — Нужно просто создавать условия, при которых списывание вряд ли необходимо. Например, у нас есть преподаватель, который на экзамене по методологии истории разрешает пользоваться всеми конспектами, учебниками, т.к. в билете формулируется творческий вопрос. И суть ответа — не в дате, а в анализе информации. Или студентам дается проектное задание, скажем, одно на четверых: и списать невозможно, и не сделать — значит подвести остальных. Кроме того, у нас есть система online–тестирования, которая позволяет пройти пробные тест–зачеты до сессии. А благодаря рейтинговой системе оценки знаний студент может заработать до половины итоговой оценки за время обучения в семестре и экзамен уже не будет для него столь судьбоносным.


К слову, сегодня многие вузы до половины зачетов и экзаменов проводят в форме интерактивных тестов на компьютере. Правда, и в этом случае пересдача допускается не более двух раз. «А почему не три–пять? — защищает студентов ректор Минского института управления Николай Суша. — Скажем, не сдал бухгалтер зачет по охране труда — не допускается к сессии. Пока пытается в спешке ликвидировать задолженность, автоматически идет на пересдачу экзаменов, которые пропустил за это время. Три «незачета» подряд — отчисляем. Нужны ли такие жесткие рамки?» Вот и еще один повод, чтобы воспользоваться шпаргалками, беспроводной связью — чем угодно, лишь бы не вылететь из вуза.


***


Дмитрий Менделеев вспоминал годы учебы так: «У нас считалось в некотором смысле предосудительным готовиться к экзаменам... На тех, кто готовился к экзаменам, смотрели до некоторой степени свысока». То есть либо ты учился каждый день и час и все знаешь, либо всем показываешь, что весь семестр весело жил. Кстати, сегодня учебный процесс в ведущих университетах мира именно так и построен: последних 3 — 5 дней перед экзаменами студенту не оставляют — нужно уметь сдавать с ходу, без подготовки.


Словарик студенческих анахронизмов


«Бомба» — листок с заранее написанными правильными ответами.


«Книжка» — листки, вырванные из учебника.


«Бодиарт» — текст шпаргалки пишется на руке или ноге.


«Прыгалка» — шпора на резинке, которая крепится под рукав.


Шпаргалка воротниковая — располагается с внутренней стороны свитера с высоким горлом.


«Сломанный карандаш» — «шпоры», наклеенные при помощи прозрачного скотча на несколько карандашей белого цвета. Чтобы начать читать новую, делается вид, что карандаш сломался.


Кстати


В Швеции ежегодно отчисляется более 300 студентов за обман преподавателей, в Англии в одном лишь Лондонском университете насчитали 800 случаев плагиата. Студенческая газета Кембриджского университета провела анонимный опрос первокурсников: 49 процентов признались, что во время учебы используют чужие работы, выдавая их за свои, из них только 5 процентов были уличены преподавателями. В США, в престижной бизнес–школе университета Дьюка, за мошенничество на выпускном экзамене 9 человек исключили, столько же получили «двойки» по итогам года, 15 отстранили на год и только один отделался «неудом».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter