Поэтапно планируется повышать “пороговое” значение балла ЦТ

Знания с гарантией

Сегодня в зависимости от предмета и профиля вуза это может быть 10—15 баллов, а в некоторых случаях и того меньше. Получается, даже если набрал всего 10 баллов из 100, можешь смело претендовать на место в вузе. Такой подход девальвирует ценность высшего образования.

Фото БЕЛТА

Пятибалльная система оценки знаний, новые учебники и программы, корректировка правил приема в вузы, переход на всеобщее среднее образование и, конечно, вопрос оплаты труда учителей — это лишь часть тем, которые обсуждались во Дворце Независимости за две недели до начала нового учебного года. Вопросы совершенствования образования находятся на постоянном контроле у Президента. Ведь интеллект сегодня становится самым ценным капиталом. Недаром наиболее высокие позиции в мировых экономических рейтингах занимают страны, сделавшие ставку на экономику знаний. После совещания у Президента стало понятно, что изменениям в системе образования быть. Но что именно нужно совершенствовать? В каком направлении будут двигаться наши школы и вузы? Эти и другие вопросы еще требуют всестороннего обсуждения, и ближайшее из них состоится на следующей неделе во время традиционного Республиканского педсовета. 

Любые достижения и открытия начинаются с азов, со школы, поэтому Александр Лукашенко настойчиво требует от министра образования Игоря Карпенко обновления учебных программ и учебников: 

— Никакой проблемы в этом не вижу. Даже в сроках. Мы ведь не заново их создаем. В основном это нормальные учебные программы и учебники. По каждому учебнику можно создать группу. К этому надо привлечь больше практиков, а не академиков. Но и от академиков отказываться нельзя, потому что они, образно говоря, находятся наверху знаний.

На рабочей встрече с Президентом прозвучало также предложение обсудить с общественностью возможность возврата к пятибалльной системе оценки знаний. Нынешняя 10-балльная существует уже более десяти лет и вызывает множество вопросов. При всех плюсах в ней все же немало субъективизма, нет четкой грани между шестеркой и семеркой, семеркой и восьмеркой. К тому же отсутствует неудовлетворительная оценка. Важно еще раз всё взвесить и прийти к общему знаменателю, чтобы все понимали, каков “вес” каждой оценки.

Итоги нынешней вступительной кампании рассматривались на совещании с точки зрения корректировки правил приема в вузы. Если, например, сохранение централизованного тестирования у специалистов не вызывает сомнения (прозрачная система оценки знаний обеспечивает абитуриентам равные возможности участия в конкурсе для поступления), то содержание самих тестов, их соответствие школьным программам требуют еще доработки. Поэтапно планируется повышать и “пороговое” значение балла ЦТ. Сегодня в зависимости от предмета и профиля вуза это может быть 10—15 баллов, а в некоторых случаях и того меньше. Получается, даже если набрал всего 10 баллов из 100, можешь смело претендовать на место в вузе. Такой подход девальвирует ценность высшего образования. Дошло до того, что выпускников вузов в стране вдвое больше, чем тех, кто окончил учреждения среднего специального и профессионально-технического профиля. А надо, чтобы было наоборот.  Поэтому есть предложение постепенно уменьшать количество поступающих в вузы, давая больше мест для поступления в колледжи, техникумы и училища.

Среди других инициатив — сокращение заочной формы обучения и ее перевод на платную основу, а также предоставление выпускникам школ права на заочное обучение только при наличии стажа работы не менее одного года. Более строго и принципиально будут подходить к лицензированию и аккредитации вузов и сузов. Сегодня в стране более 50 высших учебных заведений и, наверное, это многовато для небольшой Беларуси.

Важно еще, чтобы и зарплата педагогов соответствовала значимости их труда. Александр Лукашенко так и поставил задачу: поднять заработки в социальной сфере. К концу года средние зарплаты здесь должны подняться до 800 рублей, а в следующем году и того выше. 

По доброй традиции к новому учебному году в нашей стране открывают двери и новые учебные заведения. В этот раз 1 сентября новоселье отпразднуют в двух школах (в Минске и Кричеве) и в шести детских садах. 

Пока же у детей и родителей в самом разгаре подготовка к школе. В регионах до конца августа будут работать школьные базары и ярмарки. Особое внимание — малообеспеченным, многодетным семьям и детям-сиротам. Без помощи государства они не останутся. Президент напомнил главное: на торжественных линейках все дети должны выглядеть достойно, чтобы не выделялись дети из семей, которые не так богаты сегодня. Помощь со стороны организаций, предприятий и профсоюзов в данном случае будет совсем нелишней. Цены же обещают держать под контролем.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter