Знания — ресурс стратегический

В Минске состоялось седьмое заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства. Помимо депутатов, в нем приняли участие представители Министерств образования и учебных заведений обеих стран. Главная тема — перспективы формирования единого образовательного пространства, которое, по мнению экспертов, сегодня становится определяющим фактором создания единого рынка труда и построения конкурентоспособной экономики.

Тенденции развития мировой цивилизации таковы, что на первый план выдвигаются проблемы постоянного совершенствования и повышения качества образования. Успешно решить их можно путем объединения потенциалов образовательных систем Беларуси и России.
Как отметил в приветствии участникам семинара Председатель Палаты представителей Национального собрания Беларуси, первый заместитель Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Владимир Коноплев, благодаря усилиям депутатов Парламентского Собрания осуществляется взаимовыгодное сотрудничество субъектов образования обеих стран, развивается взаимодействие в области учебно-методической и научно-исследовательской работы. В рамках союзного бюджета сегодня реализуется 11 совместных образовательных программ и мероприятий.
Белорусские и российские граждане имеют равные права на получение бесплатного профессионального технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования. Осуществляется обмен делегациями ученых, педагогов и школьников, установились прочные связи между учреждениями образования Минска и Москвы, а также Витебской и Псковской, Могилевской и Смоленской областей. Заключено более 150 договоров о сотрудничестве на межправительственном, ведомственном и межвузовском уровнях.
Вместе с тем на семинаре было отмечено, что работа по созданию единого образовательного пространства неоправданно затянулась. На повестке дня очень много вопросов, требующих незамедлительного решения. Ведь технологии на производстве развиваются намного быстрее, чем в образовательной сфере.
— Сегодня МТЗ выпускает трактора, “напичканные” электроникой. Это почти как самолет, только в полевых условиях, — говорит министр образования Беларуси Александр Радьков. — Естественно, его обслуживание предполагает очень высокий уровень образования. Некоторые директора на полном серьезе говорят: не называйте трактористом специалиста, который садится за руль этой машины. 
Необходимо, чтобы и в средних школах, и в профтехучилищах велась основательная, глубинная подготовка. А это требует наличия солидной компьютерной базы с качественным программным обеспечением, подготовленных преподавателей, современного учебного оборудования. Словом, возможностей для сотрудничества и обмена опытом предостаточно.
Или еще один вопрос, который нынче активно обсуждается специалистами: с какого класса начинать преподавать информатику. Некоторые российские учителя предлагают данный предмет включить в учебные программы с третьего класса. В Беларуси же придерживаются иного мнения, считая, что к этому возрасту ребенок ни физически, ни морально не готов осваивать столь сложный предмет.
Большие перспективы открываются в сфере совместной разработки учебно-наглядного и лабораторного оборудования. По словам Александра Радькова, в школах должны быть хорошие микроскопы, телескопы, реактивы, вольтметры. Для высшей школы надо максимально использовать возможности информационного пространства и дистанционного обучения. Но при этом не следует перечеркивать добрые традиции советской системы образования.
— В Швеции до 9-го класса вообще не ставят оценок, а дети сами выбирают для себя профильные предметы. Куда уж либеральнее? Однако прогрессивные шведы активно интересуются нашим опытом. В США естественные науки преподают очень много выходцев из стран бывшего СССР, Индии, Китая.    
Как подчеркнул корреспонденту “СВ” председатель Комиссии Парламентского Собрания по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Павел Беркс, у нас до сих пор нет единства в содержании образования, классификаторах специальностей. В учебных планах и программах отсутствуют курсы и разделы, посвященные вопросам союзной интеграции. Кроме единых программ обучения должны быть единые образовательные стандарты, единые экзаменационные требования к средней и высшей школе, учебники, методические пособия. Пока все это в планах, а чтобы их реализовать, в бюджете союзного государства на образовательную сферу должна быть предусмотрена гораздо большая сумма, чем сейчас.
Отдельного внимания требует проблема гармонизации нормативно-правовой базы.
— Белорусским и российским экспертам необходимо проанализировать существующее законодательство с точки зрения обеспечения доступности образования и равных прав наших граждан в этой сфере, — считает член Комиссии Парламентского Собрания по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, ректор Белорусского национального технического университета Борис Хрусталев. — В частности, речь идет о том, смогут ли граждане России, как и прежде, беспрепятственно поступать в белорусские вузы, а белорусские граждане в российские учебные заведения с учетом введения в Беларуси новых правил приема в высшие учебные заведения на основе централизованного тестирования. 
Участники семинара считают необходимым продолжить практику создания совместных учебных заведений. Кроме того, предложено проводить совместные инспекции по аттестации вузов с целью выработки единого критерия аттестации. Должны быть приняты соответствующие правовые акты, позволяющие осуществлять деятельность субъектов образования Беларуси и России на территории друг друга в равных условиях, в том числе в части предоставления гарантий и льгот. А в качестве главной задачи определено подписание до конца текущего года межправительственного соглашения о сотрудничестве в области образования.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter