Можно ли быть образованным человеком без фундаментальных знаний о законах бытия и исторических процессах?

Знания не бывают лишними

Переход белорусского высшего образования на двухступенчатую систему, которая “поделила” его на четырехлетний бакалавриат и магистратуру, вызвал массу споров. Один из главных камней преткновения — значительное сокращение часов преподавания дисциплин социально-гуманитарного блока. В итоге в технических вузах философия, история представлены на уровне ознакомления. Нужна ли “физикам” “лирика”? Можно ли быть образованным человеком без фундаментальных знаний о законах бытия и исторических процессах? Что должно быть в лекционной сетке? Об этом рассуждают наши эксперты.



ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ


Игорь Марзалюк, председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания

При переходе нашей высшей школы на систему обучения “4+2”, при которой в течение первых 4 лет предусматривается подготовка специалиста (бакалавра), а в последующие 2 года — магистра, было решено сократить преподавание гуманитарных предметов. Нововведение коснулось как количества учебных часов, так и перечня дисциплин. Как это выражается в сухих цифрах? Например, расчеты, проведенные на естественных факультетах одного только БГУ, показали: социально-гуманитарный блок на данный момент “урезан” до 7—8% от общей учебной нагрузки против прежних 18%. Схожая, если не худшая, ситуация наблюдается и в других вузах.

Почему было принято именно такое решение, для меня во многом остается непонятным. Мы уже получили поколение студентов, которые грамотно решают задачи, но пишут с грамматическими ошибками, что называется, делая по пять ошибок в слове из четырех букв, отвратительно разбираются в истории и литературе. По сути дела, это не что иное, как профанация самой идеи высшего образования. Ведь подготовка высококвалифицированного специалиста, который затем будет готов эффективно работать в любой интеллектуальной сфере деятельности, подразумевает не просто специализацию в определенном направлении, но и широкую общеобразовательную подготовку. Сейчас же возникает вопрос: зачем вузам нужно ставить задачу штамповать “технарей”, если с этой задачей прекрасно справляется наше профессионально-техническое образование?

Обычно мы ссылаемся на зарубежный опыт. Дескать, за границей все давно унифицировано (для этого мы и вступили в Болонский процесс) и студенты изучают только те предметы, которые гарантированно понадобятся им в профессиональной деятельности. Но, прежде чем на Запад кивать, следует изучить вопрос более подробно. Например, мы забываем, что в той же Германии есть 12-летние гимназии, на последних годах обучения в которых социально-гуманитарный блок дается в расширенном объеме.

Без подготовки всесторонне развитого специалиста невозможны и так необходимые нам сейчас технологические прорывы в различных отраслях. И пример ведущих экономик (а согласно международным рейтингам это также Китай и Сингапур) говорит как раз о правильности такого подхода. В вузах этих стран первая половина дня посвящена блоку точных наук, вторая — обязательному изучению гуманитарных дисциплин. В обязательном порядке все, даже, как мы говорим, “технари”, изучают искусство, литературу, развивают художественное восприятие.

Бездумное копирование иностранных образцов никогда никому не приносило пользы. Например, система высшего образования, как в СССР, так и в Российской империи, была классической — построенной по образцу преподавания в знаменитом Берлинском университете. Это вариант получения расширенных знаний сразу во многих направлениях — от технических наук до основ философии и культуры. В том же виде, в котором у нас сейчас существует социально-гуманитарный блок, можно сказать только одно — мы искалечили то, что имели, и скатываемся к профанации самой идеи высшего образования. Мы не даем студентам нормальных знаний ни по философии, ни по этике, ни по истории Беларуси. Но именно эти дисциплины закладывают основу, без которой невозможно воспитать и гражданина своей страны. Я уже не говорю о том, что при сокращении преподавания гуманитарных предметов возникли проблемы у многих кафедр (например, философии и социально-политических дисциплин). Причем дело не только в ставках. Есть другая не менее важная проблема. Если продолжать в том же духе, мы рискуем потерять еще и научные школы.

Моя позиция — вузы нельзя “причесывать” под одну гребенку и к каждому нужно подходить строго индивидуально, учитывая специфику. Во многих из них жизненно необходимо вернуться к преподаванию социально-гуманитарных дисциплин в полном объеме. Иначе ситуацию уже будет невозможно повернуть назад. Падение уровня образования, которым мы были обеспокоены раньше, на мой взгляд, совсем не связано с тем, что предметы социально-гуманитарного блока мешают учебному процессу. Самая большая проблема в том, что мы “наплодили” огромное количество вузов, поступить в которые (в частности, на платные отделения) фактически не составляет никакого труда. При отсутствии конкуренции о каком качестве образования может идти речь? Вот над чем нужно задуматься всерьез.

РЕФОРМА СЕБЯ ОПРАВДАЛА


Михаил Батура, профессор, академик Международной академии наук высшей школы, заслуженный работник образования Беларуси


Вопрос о том, положительным или отрицательным было решение о сокращении количества часов для преподавания гуманитарных предметов в вузах, по-прежнему вызывает споры. Есть мнение, что это было ошибочное и скоропалительное решение. Дескать, студенты сейчас стали менее грамотными в части гуманитарных дисциплин. Однако существует ли эта проблема на самом деле? Начнем с того, что никто и нигде не публиковал “печальной” статистики или хотя бы результатов каких-то опросов. По крайней мере, опираясь на опыт учебного заведения, которым я руковожу — Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, — я могу сказать, что реформы были нужными.

Сейчас принято с ностальгией вспоминать советскую систему высшего образования. В частности, и в том плане, что преподавание многих предметов велось на максимально расширенном уровне. Но нужно понимать, что такие сравнения в нынешних условиях некорректны. Тогда государство имело просто бескрайние возможности (в том числе и финансовые), готовя специалистов так называемого широкого профиля. Но что мы иногда имели в итоге? Выпускник приходил на рабочее место, где ему говорили открытым текстом, что он должен забыть все, чему его учили в вузе, и начинать постигать профессию на практике. Сейчас же время более прагматичное. Соответственно требует изменений и система высшего образования.

Пять лет назад мы разрабатывали совершенно новое поколение стандартов для системы “4+2”, предусматривающей двухступенчатое обучение. Задача состояла в следующем: “разгрузить” программу обучения, оставив на первой ступени только тот блок знаний, который нужен для профессионального становления специалистов-бакалавров. То есть таких специалистов, которые будут работать на уровне эксплуатации современных систем и технологий. Вторая ступень — магистратура, и здесь речь идет уже о подготовке “элитной” молодежи, готовой к научно-исследовательской и научно-педагогической работе.

В то же время мы прекрасно осознаем тот факт, что человек, окончивший любой вуз, должен быть всесторонне эрудированным и развитым. Поэтому в своем учебном процессе мы выделили три основных пункта.

Во-первых, в каждом “усеченном” гуманитарном предмете (в нашем случае это были история, философия и политология) мы выбрали для изучения те “опорные точки”, которые совершенно необходимы не просто для его понимания, но и для формирования правильного мировоззрения, определенных личностных и гражданских качеств.

Во-вторых, мы полагаем, что сегодня более углубленные знания по какому-либо предмету можно давать студентам, экономя аудиторное время и используя новые технологии. Например, в нашем вузе все лекционные аудитории оснащены мультимедийной техникой. Преподаватель имеет возможность и обязан прийти на лекцию, показать презентацию учебного материала, дать студенту возможность скопировать на флешку интересующую его информацию. Более того, каждый, кто создал электронный ресурс своей дисциплины (причем он проверяется на соответствие учебной программе и качественность), в обязательном порядке премируется. К слову, наши педагоги в этом плане — люди исключительно ответственные.

В-третьих, принцип стимулирования применяется и для самих студентов. Подход такой: коль скоро вуз вынужден сократить количество аудиторных часов по дисциплинам социально-гуманитарного блока, самостоятельному изучению этих предметов они обязаны уделять больше времени. И все необходимое для этого у нас есть. В частности, по заданию Министерства образования кафедрой философии БГУИР подготовлен электронный учебник по философии для вузов Республики Беларусь.

И сегодня, после четырех лет апробации новой системы, мы можем с уверенностью сказать, что добились желаемого — ребята живо интересуются не только профильными дисциплинами, но и общеобразовательными предметами. По крайней мере, никого из своих студентов я не могу назвать безграмотным или необразованным в культурном плане человеком. Более того, не так давно студенты и преподаватели нашего университета совместно участвовали в разработке Нравственного кодекса БГУИР.

Первый набор на вторую ступень по системе “4+2” у нас состоится в 2017 году, поэтому уже сейчас мы разрабатываем стандарт второго уровня. Я уверен, что наши выпускники будут полностью соответствовать требованиям, которые предъявляет к ним государство и общество. Таким образом, я могу сказать, что при переходе обучения на систему “4+2” мы выбрали правильный путь. Другое дело, что руководство каждого конкретного вуза должно подходить к формированию учебного процесса, учитывая специфику. В таком случае не будет никаких поводов для разговоров о том, что студентам “не хватает знаний”, а будет правильное понимание того, что после общего высшего образования (бакалавриат) студент будет иметь возможность получить углубленное высшее образование в магистратуре. В том числе и по гуманитарным дисциплинам.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter