Зачем читать детям с пеленок

Знания на вырост

В современном мире столько развлечений для ребенка, от банальных пирамидок до навороченных детских компьютеров, что многие забывают о таком простом семейном времяпрепровождении, как чтение. А ведь и психологи, и нейрофизиологи, и педагоги в один голос твердят, что чтение с младенческого возраста полезно и обладает большим отложенным эффектом. Детский литературный критик Наталья Медведь рассказала на фестивале «Город и Книги», в чем именно заключается этот эффект и через какие этапы проходят маленькие дети на пути к большому читающему человеку.

Фото Павла Чуйко

Пожалуй, все родители понимают, что сам ребенок читать не научится. Он может самостоятельно исследовать мир, повторять его звуки, но уж точно не станет водить пальчиком по буквам в книге и читать слоги, если ему это никто не покажет. У такого феномена есть научное объяснение, говорит Наталья Медведь: 

— Человек генетически не запрограммирован на чтение, ведь это не то, что нам необходимо для выживания.

Механизмы чтения приходится строить на основе процессов в головном мозге, которые были созданы природой для других целей. Работа эта не из легких. И одному ребенку с ней точно не справиться. 

— Для того чтобы ребенок соединил все области головного мозга, отвечающего за чтение, ему нужен проводник, желательно близкий родственник, который ему все покажет и объяснит, — рассказывает эксперт. — Ученые объясняют, что построение механизмов чтения продолжается примерно до 7–8 лет. К этому возрасту, говорят нейробиологи, дети готовы становиться вдумчивыми осознанными читателями. Они способны обучаться с помощью чтения, делать первые шаги в литературном анализе и так далее. 

Однако путь ребенка к чтению начинается намного раньше. 

— Возьму на себя смелость сказать, что это происходит в возрасте 6—8 месяцев. Потому что в этом возрасте происходят две революционные в развитии ребенка вещи, — объясняет Наталья Медведь. — Во-первых, он садится, у него освобождаются руки, которыми он может управлять, манипулировать, трогать предметы. А книга в самом простом понимании — это предмет, который можно изучать. А во-вторых, к шестимесячному возрасту, говорят ученые, заканчивается миелинизация зрительной коры, ребенок начинает воспринимать глубину и удаленность предметов. В 6–8 месяцев уже можно начинает листать с ребенком книги.

Фото  БЕЛТА
Следующий этап — осваивание устной речи — длится в среднем от года до трех. В это время ребенок открывает для себя, что у каждого объекта вокруг есть имя, в том числе и у мячика на странице книги, которую ему читает мама.

— С 2 до 5 лет у ребенка совершенствуются фонематические процессы, он приходит к пониманию того, что вся наша речь состоит из ограниченного количества фонем, что все, что мы говорим, может быть разложено на определенное количество звуков и что все они могут быть изображены графически ограниченным количеством букв. 

Завершение этого процесса происходит к 5 годам, поэтому не рекомендуется учить ребенка чтению раньше этого возраста. А вот дальше можно приступать к алфавиту, пробовать складывать первые слоги, расшифровывать слова. 

— Это этап декодирования. Ребенок технически может расшифровать ту информацию, которая находится перед его глазами. Но к глубокому осмысленному чтению это не имеет никакого отношения, — объясняет Наталья Медведь. — Это лишь первые попытки подключить все схемы в головном мозге. Когда эти подключения станут автоматическими, ребенок сможет читать. Автоматизация возможна, когда в голове ребенка есть своего рода большая «перфокарта», в ячейки которой заложено много разных текстов. То есть только в том случае, если ребенок накопил достаточный литературный фундамент, он сможет перейти в этап зрелого самостоятельно читателя. Поэтому так важно читать детям с ползунков. 

Вот только как заставить годовалого малыша усидеть на месте и не уползать от книжки, которую мама пытается ему настойчиво читать? 

— Проблема в том, что родители часто завышают градус текста. Книжка должна быть простой, чтобы ребенок успел ее рассмотреть. Гениальная в этом плане книга — «Мишка, бурый мишка, кто там впереди» Эрика Карла, — приводит пример литературный критик. — Она позволяет опуститься на уровень восприятия текста годовалого ребенка. На белом фоне — крупные рисунки разных животных, причем у каждого свой цвет. Плюс на каждой странице — открывающиеся окошки, которые позволяют заглянуть на следующую страницу. И текста пару строчек. Бабушки, видя такие книги, обычно говорят: «Что там читать!» Но именно такие простые издания учат соотносить ребенка то, что он слышит, с тем, что он видит. А потом можно переходить и к более сложным иллюстрациям и текстам.

Следует понимать, говорит Наталья Медведь, что раннее чтение не только готовит ребенка к самостоятельному освоению текстов в 7–8-летнем возрасте. Эксперты, в частности, известный американский нейробиолог Мэриэнн Вулф, утверждают, что книги с пеленок развивают у ребенка раннюю грамотность. 

— Во-первых, увеличивается словарный запас малыша. Возраст от 2 до 5 лет считается тем периодом, когда в память ребенка записывается больше всего слов. Об этом и Корней Чуковский писал, — говорит Наталья Медведь. — К 5-летнему возрасту запас пассивных слов может составлять 10 тысяч слов! И эта та стадия, когда ребенок не читает самостоятельно. А вот к 7–8 летнему возрасту, уверяют ученые, его лингвистический гений умирает. Он уже не способен так легко и быстро запоминать новые слова. 

И это не все эффекты раннего чтения. Наталья Медведь говорит также о фонологическом развитии — способности разложить речь на разные звуки, синтаксическом — умении правильно составлять предложения, морфологическом — имеется в виду использование правильных предлогов, суффиксов, окончаний:

— Это, можно сказать, курс подготовки к школе. И ребенок его проходит, когда читает вместе с родителями книги и видит большой разброс слов. Также стоит сказать о прагматическом развитии — ребенок осваивает правила и нормы языкового поведения, учится говорить к месту «спасибо», «пожалуйста», «до свидания»… И очень важный аспект — эмоциональное развитие. Наш мозг воспринимает текст, который он слышит, как события, в которых мы принимаем непосредственное участие. Он откладывает эти события в долгосрочную память, обогащая наш личный эмоциональный опыт. Ребенок уже в раннем детстве становится способным погрузиться в ситуацию, понять другого человека, сдержать или, наоборот, высказать свои эмоции… Это колоссальный скачок в развитии! 

Так читать или не читать детям? Пожалуй, любой родитель, обладая знаниями об эффектах раннего чтения, сможет побороть свою усталость и лень и найти хотя бы полчаса, чтобы полистать книжку вместе с ребенком. 

НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ

От 0 до 6

Лучшие книги для малышей зимы 2018—2019 года по версии экспертного совета фестиваля «Город и Книги»

• «Фантазюркі», аўтар Вера Бурлак (Мінск, 2018)

• «Мои чувства», автор Либ­би Вальден (Санкт-Петербург, 2018)

• «Вельмі галодны вусень», аўтар Эрык Карл (Мінск, 2019)

• «Калыханкі», укладальнік Святлана Тоўсцік (Мінск, 2018)

• «Миюки, постой!», автор Роксана Мари Галлье (Москва, 2019)

• «Слоненок Савва и Львенок Лева», автор Маница Музиль (Москва, 2019)

• «В ночь твоего рождения», автор Нэнси Тиллман, (Москва, 2019)

• «Когда идешь по мосту», автор Эрна Усланд (Москва, 2019)

• «Хочу торт», автор  Сюзанна Штрассер (Москва, 2019)

mila@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter