Пожалуй, все родители понимают, что сам ребенок читать не научится. Он может самостоятельно исследовать мир, повторять его звуки, но уж точно не станет водить пальчиком по буквам в книге и читать слоги, если ему это никто не покажет. У такого феномена есть научное объяснение, говорит Наталья Медведь:
— Человек генетически не запрограммирован на чтение, ведь это не то, что нам необходимо для выживания.
Механизмы чтения приходится строить на основе процессов в головном мозге, которые были созданы природой для других целей. Работа эта не из легких. И одному ребенку с ней точно не справиться.
— Для того чтобы ребенок соединил все области головного мозга, отвечающего за чтение, ему нужен проводник, желательно близкий родственник, который ему все покажет и объяснит, — рассказывает эксперт. — Ученые объясняют, что построение механизмов чтения продолжается примерно до 7–8 лет. К этому возрасту, говорят нейробиологи, дети готовы становиться вдумчивыми осознанными читателями. Они способны обучаться с помощью чтения, делать первые шаги в литературном анализе и так далее.
Однако путь ребенка к чтению начинается намного раньше.
— Возьму на себя смелость сказать, что это происходит в возрасте 6—8 месяцев. Потому что в этом возрасте происходят две революционные в развитии ребенка вещи, — объясняет Наталья Медведь. — Во-первых, он садится, у него освобождаются руки, которыми он может управлять, манипулировать, трогать предметы. А книга в самом простом понимании — это предмет, который можно изучать. А во-вторых, к шестимесячному возрасту, говорят ученые, заканчивается миелинизация зрительной коры, ребенок начинает воспринимать глубину и удаленность предметов. В 6–8 месяцев уже можно начинает листать с ребенком книги.
Следующий этап — осваивание устной речи — длится в среднем от года до трех. В это время ребенок открывает для себя, что у каждого объекта вокруг есть имя, в том числе и у мячика на странице книги, которую ему читает мама.
— С 2 до 5 лет у ребенка совершенствуются фонематические процессы, он приходит к пониманию того, что вся наша речь состоит из ограниченного количества фонем, что все, что мы говорим, может быть разложено на определенное количество звуков и что все они могут быть изображены графически ограниченным количеством букв.
Завершение этого процесса происходит к 5 годам, поэтому не рекомендуется учить ребенка чтению раньше этого возраста. А вот дальше можно приступать к алфавиту, пробовать складывать первые слоги, расшифровывать слова.
— Это этап декодирования. Ребенок технически может расшифровать ту информацию, которая находится перед его глазами. Но к глубокому осмысленному чтению это не имеет никакого отношения, — объясняет Наталья Медведь. — Это лишь первые попытки подключить все схемы в головном мозге. Когда эти подключения станут автоматическими, ребенок сможет читать. Автоматизация возможна, когда в голове ребенка есть своего рода большая «перфокарта», в ячейки которой заложено много разных текстов. То есть только в том случае, если ребенок накопил достаточный литературный фундамент, он сможет перейти в этап зрелого самостоятельно читателя. Поэтому так важно читать детям с ползунков.
Вот только как заставить годовалого малыша усидеть на месте и не уползать от книжки, которую мама пытается ему настойчиво читать?
— Проблема в том, что родители часто завышают градус текста. Книжка должна быть простой, чтобы ребенок успел ее рассмотреть. Гениальная в этом плане книга — «Мишка, бурый мишка, кто там впереди» Эрика Карла, — приводит пример литературный критик. — Она позволяет опуститься на уровень восприятия текста годовалого ребенка. На белом фоне — крупные рисунки разных животных, причем у каждого свой цвет. Плюс на каждой странице — открывающиеся окошки, которые позволяют заглянуть на следующую страницу. И текста пару строчек. Бабушки, видя такие книги, обычно говорят: «Что там читать!» Но именно такие простые издания учат соотносить ребенка то, что он слышит, с тем, что он видит. А потом можно переходить и к более сложным иллюстрациям и текстам.
Следует понимать, говорит Наталья Медведь, что раннее чтение не только готовит ребенка к самостоятельному освоению текстов в 7–8-летнем возрасте. Эксперты, в частности, известный американский нейробиолог Мэриэнн Вулф, утверждают, что книги с пеленок развивают у ребенка раннюю грамотность.
— Во-первых, увеличивается словарный запас малыша. Возраст от 2 до 5 лет считается тем периодом, когда в память ребенка записывается больше всего слов. Об этом и Корней Чуковский писал, — говорит Наталья Медведь. — К 5-летнему возрасту запас пассивных слов может составлять 10 тысяч слов! И эта та стадия, когда ребенок не читает самостоятельно. А вот к 7–8 летнему возрасту, уверяют ученые, его лингвистический гений умирает. Он уже не способен так легко и быстро запоминать новые слова.
И это не все эффекты раннего чтения. Наталья Медведь говорит также о фонологическом развитии — способности разложить речь на разные звуки, синтаксическом — умении правильно составлять предложения, морфологическом — имеется в виду использование правильных предлогов, суффиксов, окончаний:
— Это, можно сказать, курс подготовки к школе. И ребенок его проходит, когда читает вместе с родителями книги и видит большой разброс слов. Также стоит сказать о прагматическом развитии — ребенок осваивает правила и нормы языкового поведения, учится говорить к месту «спасибо», «пожалуйста», «до свидания»… И очень важный аспект — эмоциональное развитие. Наш мозг воспринимает текст, который он слышит, как события, в которых мы принимаем непосредственное участие. Он откладывает эти события в долгосрочную память, обогащая наш личный эмоциональный опыт. Ребенок уже в раннем детстве становится способным погрузиться в ситуацию, понять другого человека, сдержать или, наоборот, высказать свои эмоции… Это колоссальный скачок в развитии!
Так читать или не читать детям? Пожалуй, любой родитель, обладая знаниями об эффектах раннего чтения, сможет побороть свою усталость и лень и найти хотя бы полчаса, чтобы полистать книжку вместе с ребенком.
НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ
От 0 до 6
Лучшие книги для малышей зимы 2018—2019 года по версии экспертного совета фестиваля «Город и Книги»• «Фантазюркі», аўтар Вера Бурлак (Мінск, 2018)
• «Мои чувства», автор Либби Вальден (Санкт-Петербург, 2018)
• «Вельмі галодны вусень», аўтар Эрык Карл (Мінск, 2019)
• «Калыханкі», укладальнік Святлана Тоўсцік (Мінск, 2018)
• «Миюки, постой!», автор Роксана Мари Галлье (Москва, 2019)
• «Слоненок Савва и Львенок Лева», автор Маница Музиль (Москва, 2019)
• «В ночь твоего рождения», автор Нэнси Тиллман, (Москва, 2019)
• «Когда идешь по мосту», автор Эрна Усланд (Москва, 2019)
• «Хочу торт», автор Сюзанна Штрассер (Москва, 2019)
mila@sb.by