Знания на расстоянии

Отпуск на сессию (даже неоплачиваемый) — сегодня непозволительная роскошь.
Я — заочница. Наполовину студент, наполовину — рабочий кадр. Как минимум два раза в год я выпадаю из трудового процесса (с чем никак не может смириться мой работодатель), пытаясь за несколько дней открыть Америку, выучить китайский и вместить всю русскую литературу XIX века на клочке бумаги размером со спичечный коробок.

Отпуск на сессию (даже неоплачиваемый) — сегодня непозволительная роскошь. В итоге каждые полгода я разрываюсь на две части, рискуя быть уволенной за неплодотворную работу и отчисленной за неуспеваемость.

Раз в полгода я вижу своих однокурсников. Кто–то за это время поменял прическу, фамилию, работу, стал отцом, матерью (нужное подчеркнуть). Поэтому первые лекционные часы посвящены обсуждению личной жизни сокурсников (с чем никак не хотят мириться преподаватели).

Я не одна такая. Сейчас, вот в этот самый момент, почти 152,5 тысячи заочников испытывают те же чувства. Заочные «строители» пытаются с десятого раза сдать сопромат, «математики» стонут, что нет в мире ничего хуже теоремы дедукции, а «ветеринары» путаются в частях скелета лягушки.

Я всегда считала, что заочное образование по сравнению с дневным — это, как огрызок от яблока. Потом оценила его преимущества: тебе за 12 — 18 сессионных дней в концентрированном виде рассказывают то, что студенты дневного отделения слушают целый год. Это высшая математика и логика за неделю, философия и психология — за пару дней. Колоссальная экономия времени!

Однако если раньше на заочное отделение приходили преимущественно взрослые люди, жаждущие практику подкрепить теорией, то теперь заочники в большинстве — 17 — 18–летние юноши и девушки, только–только со школьной скамьи. О специальности (в особенности если она техническая или инженерная), на которую поступили, многие имеют весьма смутное представление. Потому что выпускников школы берут разве что в маляры, штукатуры, в лучшем случае — библиотекарем. Две мои школьные подруги учатся на географическом факультете, третья постигает менеджмент и экономику в промышленности. И работают... официантками. Когда я спрашиваю, дескать, не хотите ли сменить работу, они тяжело вздыхают:

— А ты, — говорят, — позвони: даже для секретарши в какой–нибудь замухренной фирме требования — высшее образование и не старше 21 — 22 лет!

Как заочники сдают сессию? Некоторые даже не открывают книжек, кое-кто не знает, какие книжки надо было открывать. Перед экзаменом выясняется: а) предмет, который сдаем; б) как зовут преподавателя; в) у кого есть нужные учебники. В книгах отмечаются страницы, на которых есть ответы на экзаменационные вопросы. Ответ на билет пишется с тремя учебниками на коленях. Всю литературу читают, сидя на корточках перед дверью кабинета, где проходит экзамен. Находится хоть один просвещенный человек, который в двух словах рассказывает «Петра Первого» или «Доктора Живаго». Литературный дневник спрашивать будут? Нет проблем — еще ночь впереди.

Чтобы сдать зачет, от заочника чаще требуется просто открыть зачетку. Самый сложный — устный экзамен. Пять минут придется краснеть перед преподавателем, напряженно вспоминая то, чего никогда и не знал. Хорошо, если экзаменатор с юмором и услышав, что вы читали «Вымя розы» У.Эко или «Над пропастью не ржи» Д.Сэлинджера, не затаит на вас зла...

Контрольные и курсовые — особый случай. Каждую сессию по тому или иному предмету преподаватель получает около 10 работ, которые отличаются лишь фамилией автора. Более сознательные пишут контрольные «на заказ».

— Представляешь, нам по информатике задали контрольную по компьютерной программе «Бейсик», — жалуется знакомая заочница. — А этой программой уже давно никто не пользуется, настолько она устарела.

— Ну и как? — интересуюсь. — Сделала?

— Да. Купила.

Иногда и впрямь лучше потратить деньги, чем время. Две первые сессии я честно переписывала учебник белорусского языка, на третьей решила, что целесообразнее будет, если за 10 долларов то же самое сделает моя приятельница, которая таким способом зарабатывает на жизнь. Потом та уехала в Америку, и на следующем курсе пришлось самой конспектировать учебник, изданный в 1980 году...

Соседка, которая пошла на заочное обучение только потому, что оно дешевле, чем дневное, с первого же курса распределила контрольные задания среди своих знакомых. Потом лишь ходила да проверяла, как дело спорится...

Так есть ли смысл в заочном образовании? Думаю, несмотря ни на что, есть. Качество образования не зависит от формы обучения, главное — что ты сам хочешь в результате получить. Заочника, может, и не научат, но заставят выучить. С третьей попытки сдавая русскую литературу, я уже знала, кто из персонажей Гоголя закапывал свои дневники, какого цвета берет у пушкинской Татьяны, кто был самым жадным в «Мертвых душах» и в каких произведениях Лермонтов выступает как фаталист.

Как бы то ни было, я ценю свою студенческую жизнь, которая бывает два раза в год. Это хороший опыт. Правда, студенткой себя назвать не могу. Когда еду в транспорте или покупаю билеты в музей — я взрослый человек и только иногда, на полном безденежье, прикидываюсь студенткой. Я — заочница, а это что–то вроде лжестуденчества. Все солидные международные программы по обмену принимают заявки от «мучеников науки» со всего мира! Кроме студентов заочного отделения... Международная студенческая карта, дающая право на скидки (и немалые) на поездки, пользование Интернетом, посещение клубов, на проживание в любой точке планеты, тоже выдается исключительно «дневникам».

И все же, помните, в фильме «Девчата» главная героиня говорила, что поставила бы памятник всем, кто учится заочно. Да ладно с ним, с памятником. Тут бы до диплома дотянуть...

Публикуя это письмо, редакция хотела бы услышать и другие мнения. Наверняка они есть и у студентов, и у преподавателей, и у работодателей. Ждем продолжения разговора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter