Учитель истории из Бреста Сергей Серко: понятия «национальное единство» и «патриотизм» неразрывны

Знания — лучший аргумент

Пестрые георгины и грациозные гладиолусы, новые рюкзаки и пышные банты, повзрослевшие лица старшеклассников и наивные глаза первоклашек. Здравствуй, школа! В Беларуси 1 сентября за парты сядут 1 миллион 85 тысяч мальчишек и девчонок. Из них 118 тысяч в школьные классы придут впервые. В этом году тема первого урока — «В единстве белорусского народа — основа независимой страны». Учитель истории и обществоведения высшей категории Сергей Серко из средней школы № 18 г. Бреста уверен, что патриотизм будет жить лишь в той душе, для которой на этой земле есть что-то священное.


Поляки понимали, что это не их земля

Встречаемся с Сергеем Александровичем на площади Свободы. Когда-то она называлась Думской, являясь административным центром города. Сейчас это мемориальное место. В центре — памятник воинам 1-го Белорусского фронта и камень в честь 60-летия освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. Отсюда начинается улица 17 Сентября. И площадь, и улица получили нынешние названия в 1939 году.

Сергей Серко вспомнил, какой большой интерес вызвал его научный доклад по теме воссоединения Восточной и Западной Белоруссии на молодежной конференции «Вторая мировая война: правда во имя мира» в Госдуме России, когда он озвучил, что ничего противозаконного в действиях армии Советского Союза, вступившей 17 сентября на территорию, считающуюся польской, не было:
— Де-факто польского государства 17 сентября уже не существовало. В этот день главнокомандующий польской армией Рыдз-Смиглы издал приказ: с немецкой армией воевать, против Красной армии боевых действий не вести, отходить из Западной Белоруссии и Западной Украины в сторону этнической Польши.
Всем было понятно, что агрессор — Германия. И поляки понимали, что это не их земля, а местное население относилось к ним враждебно.

Праздничная дата

Сергей Серко считает, что 1939 год — судьбоносный, а дата 17 сентября была незаслуженно оставлена без должного внимания:

— Эта праздничная дата, утвержденная на Народном собрании Западной Белоруссии в октябре 1939 года в Белостоке, символизирует большие события. Ведь в 1921 году на Рижские переговоры белорусов не пустили, все решили за них. Это была трагедия. Народ почти 19 лет был разделен на две части. На примере Украины можно представить, что было бы, если бы разделение длилось большее время. Житель Галичины и житель Донбасса вряд ли смогут до конца понять друг друга.

— Но хозяйская жилка у нас крепче, потому что паны в свое время заставляли работать, — озвучиваю мнение некоторых жителей Брестской области.

У Сергея Серко, написавшего магистерскую диссертацию по коллективизации на Брестчине, на сей счет иная точка зрения:

— Белорусы хозяйственные в принципе, и не поляки их этому научили. Но в восточной части коллективизация нарушила устои. В западную она пришла после войны, когда были созданы основы индустриализации, учтены многие ошибки, все ресурсы из деревни не выкачивались. Отличительные черты были, есть и будут, но белорусы — единый народ.


Патриотизм — из семьи

Интересуюсь, как политические события 2020 года отразились на образовательном процессе. Придя в школу, дети задавали вопросы?

— Спрашивали про флаг, — рассказывает Сергей Александрович. — Я изложил свою позицию: наш флаг принят на государственном референдуме, итоги никто не оспаривал. Раньше никогда не было, чтобы государственную символику в Беларуси определял сам народ. Я всегда говорю детям, что референдумы — наша большая заслуга. Каждый вопрос выносится на отдельное голосование, и не Парламент решает, а каждый из нас.
Сергей Серко убежден: учителю нельзя избегать острых тем.При этом он должен иметь аргументы, быть убедительным и не навязывать свое мнение.
Сергей Александрович соглашается, что патриота может воспитать только патриот. И нужно знать историю родного края, чтобы стать им:

 — Любовь к родине — чувство естественное, вшитое в ткань человека с молоком матери. Оно начинается с семьи. Не забывайте предков, изучайте свои корни, традиции. Сколько в Брестской области памятников археологии? Чего стоит музей «Берестье». Какой уникальный скансен создан в Беловежской пуще... На государственном уровне многое делается для восстановления дворцов и усадеб. Нам есть чем гордиться. Со своими учениками я провожу уроки в Брестской крепости, квесты на городских улицах, встречаемся с интересными людьми. В программе есть часы по изучению родного края.

Должен быть культ знаний, а не оценок

Вспомнили с Сергеем Серко каждый свои школьные годы, учителей, отношение к ним со стороны учеников и их родителей. Педагог считает, что укрепление школьной дисциплины — это только полдела на пути возвращения учителю авторитета:

— Учитель всегда прав — так было у нас в семье. Если есть трения, значит, виноват ученик. Сейчас конфликтные ситуации в основном из-за отметок. У родителей и учеников культ отметок, а должен быть культ знаний. В 9-м и 11-м классах некоторые хотят нахрапом поднять оценки. А надо поднимать умом и памятью. В таких ситуациях учителю необходимо быть выдержанным и объективным. Хоть у нас и век интернета, личность учителя для учащихся играет большую роль. Он должен быть примером во многом. Как он себя преподносит, что говорит. Особенно это важно на уроках истории, обществоведения.
Задача учителя — это не только дать знания, но и привить любовь к родной земле, к людям, которые на ней живут, к культурной среде, сохранить историческую память.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter