О результатах исследования качества образования

Знания — к проверке

Учителям в разных уголках мира есть что обсудить: опубликованы долгожданные результаты исследования Международной программы по оценке образовательных достижений учеников (PISA) за 2015 год. Необычное тестирование школьных систем разных стран показывает, насколько 15–летние ученики могут применить полученные за партой знания в реальной жизни. Мониторинг проходит каждые три года с 2000–го, и с каждым разом к нему подключается все больше участников — на сей раз их было 72. А в 2018 году свой уровень планирует проверить и Беларусь.

Представьте себя на мгновение участником международного теста. Среди заданий вам выпала тема «Рабочая сила». Дана диаграмма, где расписана работоспособность населения в стране Х, в которой живут примерно 3,5 миллиона человек. Вопросы жизненные. К примеру, какой процент работоспособного населения не входит в состав рабочей силы? Или куда более абстрактный: почему диаграмма в данном случае удобнее графика или таблицы? Традиционно PISA тестирует учеников по трем направлениям: математические навыки, чтение и понимание текстов и навыки в естествознании. В каждой стране в мониторинге участвуют не менее 5.000 15–летних школьников, исключение только для очень маленьких государств, как, скажем, Люксембург или Исландия. Причем организаторы исследования подчеркивают: это не рейтинг стран, а лишь попытка найти лучшую образовательную систему. Тут важно обратить внимание и на то, что многие страны участвуют в тестировании не как одно государство, а как несколько административных регионов. Показательный пример — Китай, который лишь в 2018 году собирается попробовать свои силы в качестве единого участника. Но вот в 2012–м тесты сдавали школьники из Шанхая, Гонконга и Макао и вызвали немало споров и кривотолков, ведь тогда первые позиции по всем трем направлениям занял именно Шанхай, а вторые по двум из трех — Гонконг. Особенно опечалились США, которым до лидерства, вопреки всем стараниям, по–прежнему далеко, в то время как штат Массачусетс показывает результаты на уровне лучших.

А что сейчас? По итогам 2015 года, когда протестировали более полумиллиона школьников, сенсаций нет: все первые места у Сингапура, который на прошлом тестировании был вторым по математике и третьим по остальным позициям. Именно система образования Сингапура сегодня считается одной из самых гибких: программу урезали, оставив при этом больше времени для учительских маневров и творческих экспериментов. Традиционно среди лучших и другие азиатские страны и регионы, в том числе китайские провинции, Вьетнам, Южная Корея. В лидерах также Канада, система образования которой уже давно доказала свою эффективность и способность обучать не только практическим навыкам, но и качественному логическому мышлению. А вот среди европейцев в топе Эстония, которая по естествознанию и вовсе оказалась третьей после Сингапура и Японии, шестой по чтению и девятой по математике. Под стать ей Финляндия: пятая по естествознанию, четвертая по чтению и 12–я по математике. К слову, это еще и единственная страна, где результаты девочек по естественно–научным предметам выше, чем у мальчиков.

Спросите, для чего все это? С 2000 года исследователи успели сделать немало полезных для системы образования выводов, которые особенно прогрессивные в образовании страны стараются внедрить в работу. К примеру, в лидерах традиционно оказываются те, кто сосредоточился на повышении профессионализма учителей, ведь как ни крути, а роль человеческого фактора перекрывает любые, даже самые модные и современные новации. Показательна здесь Эстония, где такая позиция прописана в национальном плане по образованию. Еще один важный вывод — стремление и желание учиться заметно возрастают, когда родители не безучастны к судьбе своего чада, беспокоятся о его профессиональном будущем. Или разве сегодня кто будет спорить с тем, что увлеченность естественными науками напрямую связана с качеством их преподавания в школе, что без достойного финансирования сложно добиться высокого уровня работы всей системы образования?

Для нас все эти постулаты — не новость. Поэтому с особым нетерпением эксперты ждут тестирования 2018 года. Интересно ведь, на какую ступеньку поднимется в образовательном рейтинге наша школьная система. Наверняка нам будет полезно выйти из зоны комфорта и наконец сравнить себя с другими не в теории, гордясь наработками еще советских лет, а на практике.

pasiyak@sb.by

Советская Белоруссия № 240 (25122). Среда, 14 декабря 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter