Знания авансом

Почти 6 тысяч студентов учатся «в долг»
Почти 6 тысяч студентов учатся «в долг»

Сегодня более 40 процентов белорусских студентов получают знания за деньги. И с каждым годом количество «платников» растет. Только в этом году в государственные вузы на дневное отделение зачислили на платной основе почти 18,5 тысячи первокурсников — на 10 процентов больше, чем в прошлом. Причем уже сегодня, чтобы учиться за деньги, нужно выдержать нешуточный конкурс. Но как быть, если балл высокий, а денег у родителей мало? Два года назад у студентов государственных вузов появилась возможность взять льготный образовательный кредит. Многие ли им воспользовались?

Беларусбанк за это время выдал более 6 тысяч льготных кредитов на обучение — почти 8,7 млрд. рублей. Совсем немного, если учесть, что взять кредит может как первокурсник, так и без пяти минут выпускник. То есть учиться «в долг» решились всего 4 процента студентов–«платников». Причем большей популярностью «образование в рассрочку» пользуется в регионах: к примеру, в Брестской области выдано 1.378 кредитов, в Минске — всего 605.

Когда еще только разрабатывали порядок льготного кредитования студентов, многие сомневались: не окажется ли так, что воспользоваться им смогут только обеспеченные граждане, которые и без того в состоянии оплатить учебу? Оказалось, наоборот. Главное условие для выдачи кредита было такое: среднемесячный совокупный доход на каждого члена семьи студента в течение года, предшествующего открытию кредитной линии, не должен превышать двух минимальных потребительских бюджетов (например, сегодня это 456.900 рублей). Причем на самого студента, если ему уже исполнилось 18 лет, доход не рассчитывается, как и на его старших братьев–сестер. В итоге многие желающие просто не попадали под этот критерий: доходы оказывались выше. Поэтому планку в этом году решили поднять до 3,5 бюджета прожиточного минимума, что нынче составляет 511.526 рублей.

— Если у вас хоть на три рубля больше, вы уже не имеете права взять кредит, — говорит начальник управления кредитования населения Татьяна Григорьева. — А вот нижняя планка не установлена. Поэтому сам же студент, подрабатывая на полставки санитаром или курьером, может получить кредит. А родители будут его поручителями. Кредит выдадут и под зарплату в 100 тысяч, главное, чтобы работа была постоянная и поручители благонадежные. Например, среди кредитополучателей 216 работников сельского хозяйства, 115 пенсионеров. Но в основном, конечно, это рабочие и служащие, у них средняя зарплата около 500 тысяч рублей в месяц. А если родители работают, скажем, в нефтеперерабатывающей отрасли, где среднемесячная зарплата 1,24 миллиона рублей, то зачем им льготный кредит? Таких граждан банк кредитует на общих основаниях — под 13 — 16 процентов годовых. И желающих немало...

И все же многие родители, оплачивая учебу своего студента, рассчитывают на собственные сбережения. Во–первых, не хочется чувствовать тяжесть долга, во–вторых, сложно загадывать на 5 лет вперед, когда придет время рассчитываться...

Впрочем, для третьекурсницы факультета предпринимательства и управления БГАТУ Натальи Ефименко из Лельчиц кредит оказался почти единственной возможностью продолжить обучение. Два года учебу оплачивали родители, а вот на 3–й курс денег не хватило, и знакомые посоветовали обратиться в банк.

— Я в финансовые вопросы особенно не вникаю, ими занимаются родители, — говорит Наталья. — Пока думаю только об учебе. Вот получу диплом, тогда и решу, как отдавать долг...

Студентка 4–го курса факультета истории БГПУ им. Танка Ольга Кривцова взяла кредит на учебу сразу, как только банк открыл кредитную линию.

— Мы даже не сомневались, брать или нет, — говорит мама Ольги Вера Федоровна. — Без этого кредита не знаю, как бы мы Олю учили. Обучение с каждым годом дорожает — в прошлом году мы заплатили 690 долларов за год. Муж работает на Минском авиаремонтном заводе, я — в газетном киоске. Зарплаты у нас небольшие. А в этом году еще младшая дочка в выпускной класс пошла...

В целом, если обучение в вузе стоит в среднем 2 миллиона рублей в год, банк выдаст лишь 70 процентов всей суммы и 600 тысяч придется внести самостоятельно. Проценты — около 10 тысяч рублей в месяц (половина ставки рефинансирования). Основной долг предстоит отдавать уже после получения диплома. Это около 44 тысяч рублей ежемесячно в течение пяти лет.

Правда, многие первокурсники, взяв кредит, после первого курса забирают документы и пробуют поступить заново на бюджетное отделение. Между тем если студента отчисляют, он должен в течение года вернуть долг. И если даже он вновь не пройдет по конкурсу и продолжит обучение на 2–м курсе платного отделения, долг придется возвращать, а договор кредитования заключать заново.

— Да, тут есть некоторая недоработка, — говорит Татьяна Григорьева. — Возможно, вузам стоит пересмотреть механизм «перепоступления» студентов. Мы же со своей стороны стараемся пойти навстречу и рассматриваем любые варианты для того, чтобы выдавать как можно больше образовательных кредитов.


А как у них?

За рубежом образовательные кредиты очень популярны. Выпускники школ получают ссуду на учебу на 10 — 15 лет. Уже сложилась настоящая традиция «жизни в кредит», поэтому и процент невозврата (личного дефолта) очень невелик. В США он составляет в среднем 5 — 6 процентов. В Европе кредиты на образование носят социальный характер: их дают в первую очередь небогатым семьям. Процент за пользование берут небольшой — от нуля (для самых бедных) до 5 — 6% в год. А отдавать ссуду можно чуть ли не всю жизнь... Чем, кстати, пользуются шведы — растягивают удовольствие едва ли не до пенсии. В некоторых европейских странах возврат денег связан с ежемесячным доходом: если он ниже среднего по стране, то выплата откладывается до тех пор, пока заработок заемщика не возрастет.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter