Знамя оставить нельзя

Бывший директор гомельского совхоза «Березки» прошел огненными верстами сражений

Бывший директор гомельского совхоза «Березки» прошел огненными верстами сражений

ЖИЗНЬ закаляет. И чем сложнее она, тем сильнее, как правило, человек. В силе наших ветеранов сомневаться не приходится. В чем в очередной раз убедилась, встретив героя этого материала…

Василий Иовович КОРОТЕЕВ родился в Украине, во время службы в армии прошел по Европе, но своим домом считает Гомельщину, которая подарила ему спокойную, счастливую жизнь.

Василий Иовович КОРОТЕЕВ

– Я РОДИЛСЯ как раз перед коллективизацией, в Николаевской области. Застал раскулачивание, образование первых колхозов и голодомор. Помню, как крестьяне прятали зерно: просто выкапывали ямы, обкладывали их сеном и засыпали туда зерно — авось не найдут, не отберут. В те годы вымерла почти половина нашего села. А в Украине ведь деревни большие, в нашем было 200 и больше домов, — вспоминает Василий Иовович. — Отец мой тоже заупрямился, в колхоз не пошел — забрали у него лошадь, зерно. Позже он забрал маму, меня с сестрой и поехал на заработки в Калужскую область. Но и там счастья не было, заболел и умер. Мы с матерью вернулись в родное село.

В 1940 году Василий Коротеев окончил 8-й класс средней школы, собирался было в девятый, но тут вышло постановление, по которому обучение в старших классах стало платным: «150 рублей в год — где их взять? Отца нет, а мать заболела туберкулезом. Поэтому ходил на занятия, пока не выгнали из школы за неуплату. Но без дела не сидел — устроился в лабораторию перебирать семена. А весной 41-го в колхоз пришла разнарядка на курсы бригадиров и зоотехников. Председатель предложил мне, и я поехал на курсы в Одесскую область, где меня и застала война». Всех трудоспособных мужчин к тому времени мобилизовали, работать в деревне было некому, поэтому вернувшегося с учебы 15-летнего Василия Коротеева председатель тут же назначил бригадиром фермы.

— Правда, бригадирство мое длилось буквально пару месяцев — пока не пришли к нам немцы, — вспоминает Василий Иовович. В 1943 году стоявшие в его родном селе немцы собрали всех девушек и ребят 1926 года рождения, чтобы отправить их на работы в Германию. В том числе и Василия Коротеева.

— Я по дороге сбежал с еще двумя товарищами, но поймали. Решился на второй побег. Получилось. Через два месяца вернулся в село, где прятался у дяди на окраине деревни, пока не пришли наши в марте 1944-го, — рассказывает Василий Иовович. — Призвали в Красную Армию, направили в зенитную артиллерию.

ВАСИЛИЙ Коротеев попал на 2-й Украинский фронт в Румынию. Там наши войска занимали аэродромы, которые когда-то строили немцы, но бросили при отступлении. Потом он прошел Венгрию, Австрию, Чехословакию… В Венгрии получил медаль «За боевые заслуги».

— Мы тогда стояли под Будапештом. В тот день немцы решили прорвать кольцо окружения, начался артобстрел. Я как знаменосец нашего полка должен был находиться на посту и охранять боевое знамя, пока меня не сменят. А сменить меня могли только с разрешения либо командира полка, который в тот день уехал, либо начальника караула, а того отправили в госпиталь. Рядом разорвался снаряд, и меня ранило — осколком повредило челюсть, выбило зубы. Но знамя нельзя оставить! Так я и простоял весь день, истекая кровью, пока не приехал командир полка и не отправил меня в госпиталь, — вспоминает Василий Иовович.

Закончилась война для Василия в Чехословакии, под Прагой. Но служба его продолжилась вплоть до демобилизации в 1950 году.

Вечернюю школу окончил в Донецке. А потом решил подать документы в Горецкую сельскохозяйственную академию.

ПОСЛЕ учебы Василий, уже семейный человек, оправился по распределению на работу в Рогачевский район. Работал там два года, затем — в одном из совхозов Октябрьского района. И уже оттуда уехал в Гомельский район, в совхоз «Березки».

— Тогда овощеводов было не так много, все в основном девушки. Поэтому, когда в Гомельском районе сформировали крупный овощеводческий совхоз, мне прямо сказали: «Не имеешь права отказаться». Мы с женой тогда едва обосновались в Октябрьском районе, только привыкли к людям, к местности — и снова переезжать? Не хотелось. Но пришлось. Правда, все так хорошо и удачно сложилось, что о сделанном выборе не пожалел, —улыбается Василий Коротеев. Деревню Березки считает своим настоящим домом.

В Березках более 10 лет проработал главным агрономом, а потом возглавил хозяйство, которым руководил до 1984 года. Сегодня КСУП «Тепличное» (бывший совхоз «Березки») — крупное овощеводческое предприятие, которое обеспечивает овощами закрытого грунта не только Гомельский район. А ведь первые теплицы здесь ставил именно Коротеев.

— Мы одними из первых принялись строить теплицы. Сперва это было всего 30 соток. Постепенно дошли до полутора гектаров. Помню, как-то подсмотрел, что в теплицах можно даже сирень выращивать. Попробовал. И однажды на одно из отчетных собраний в области зимой мы привезли сирень. Все участники собрания начали разбирать цветы, а я только ходил и просил мне хоть вазы вернуть, — вспоминает Василий Иовович.

Руководить хозяйством на пенсии Василий Коротеев не захотел. Стал председателем профкома, к которому и сейчас приходят за советом. Военная закалка в сочетании с жизненным опытом и сегодня помогает и в личной жизни, и в общественной…

Яна МИЦКЕВИЧ, «СГ»
Фото Павла ЧУЙКО, «СГ»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter