Знаменитая Ленинградская симфония Шостаковича прозвучит в Минске в преддверии Дня Победы

"Современная афиша Белгосфилармонии в память о трагической истории произведения практически повторяет блокадную ленинградскую".

5 мая в Большом зале Белгосфилармонии Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь исполнит одно из величайших произведений русской музыкальной культуры – Симфонию № 7 Дмитрия Шостаковича.

Седьмая симфония также известна под именем «Ленинградская», напомнили в Белгосфилармонии:

 - Седьмая «Ленинградская» симфония – одна из величайших партитур XX века. История ее создания и первых исполнений, сила и масштаб воздействия этой музыки на современников действительно уникальны. Само имя Шостаковича для широкой публики оказалось навсегда связанным со «знаменитой ленинградкой», как назвала симфонию Анна Ахматова.

Первую часть симфонии Шостакович успел показать своему самому близкому другу – знаменитому уроженцу Витебска, музыковеду Ивану Соллертинскому, уезжавшему в эвакуацию в Новосибирск вместе с Ленинградской филармонией, художественным руководителем которой он был. Две части произведения были созданы в страшных условиях блокадного Ленинграда: композитор даже брал ноты с собой на крышу, где дежурил в составе пожарной команды, тушившей зажигательные бомбы. Завершил работу над симфонией Шостакович уже в Куйбышеве (ныне Самара), куда его с двумя маленькими детьми вывезли в октябре 1942 года. Там и состоялась премьера симфонии, поскольку в Куйбышеве в то время находилась в эвакуации труппа Большого театра СССР. Исполнение транслировалось радиостанциями как на территорию Советского Союза, так и за границу, а открывало трансляцию выступление самого автора. Затем симфония прозвучала в Москве.

Дмитрий Шостакович

- Общественность всего мира восприняла исполнение Седьмой симфонии как событие огромной важности, – напоминают специалисты Белгосфилармонии. – Вскоре из-за рубежа стали поступать просьбы выслать партитуру. Крупнейшие оркестры западного полушария соперничали за право первого исполнения симфонии. Выбор композитора пал на Артуро Тосканини. Через мир, охваченный огнем войны, полетел самолет с драгоценными микропленками, и 19 июля 1942 года Седьмая симфония была исполнена в Нью-Йорке.

Однако легендой стало не это выступление, а премьера 7-й симфонии в блокадном Ленинграде, где у Шостаковича оставались мать и сестра. Инициатором исполнения грандиозного произведения в осажденном городе был дирижер Карл Элиасберг, возглавлявший Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета – единственный оркестр, сохранившийся в северной столице в военные годы. В нем работали оставшиеся музыканты. Три месяца блокады – с декабря 1941 года по февраль 1942-го вещание музыкальных программ на город было прекращено, но, как вспоминала поэтесса Ольга Берггольц, выступления оркестра транслировали иногда на Швецию и Англию в доказательство того, что Ленинград жив и не сдается. В марте 1942 года музыкальное вещание в Ленинграде возобновили и далее в течение блокады Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета выступал по радио и давал концерты. Однако к этому моменту в условиях блокады, по воспоминаниям дирижера, коллектив потерял более половины своего состава. Элиасберг обходил госпитали, хотя его самого шатало от голода, и собирал уцелевших городских музыкантов. Многих из них на первые репетиции пришлось везти на санках, так они ослабели. И вот в этих условиях самоотверженный маэстро замахнулся на исполнение грандиозного произведения!

Исполнение симфонии в блокадном Ленинграде

Партитуру Шостаковича доставили в окруженный Ленинград 2 июля 1942 года, и тут выяснилось, что для ее исполнения требуется усиленный состав – целых 80 исполнителей. Карлу Элиасбергу пришлось начать второй этап поисков. Проблему помогло решить постановление Штаба Ленинградского фронта о демобилизации музыкантов из действующей армии. Так, кларнетист Виктор Козлов был отозван с фронта специально для репетиций Седьмой симфонии. Чтобы получить в оркестр валторниста Николая Дульского дирижер на велосипеде поехал на линию фронта договариваться с командованием. Многих артистов перед началом репетиций пришлось положить в больницу – не только ради лечения, но и для того, чтобы хоть немного подкормить: как и большинство блокадников, они страдали от дистрофии. Музыканты вспоминали, что были так измучены голодом, что на первой репетиции не могли даже подняться на сцену. Барабанщик Жавдет Айдаров упал в голодный обморок, в итоге дирижер разыскал его в морге и тем спас: он заметил, что у ударника чуть шевелятся пальцы.

9 августа 1942 года в переполненном зале Ленинградской филармонии состоялось исполнение Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, ставшее историческим. Ярко горели все до одной люстры. Легендарный концерт снимал на пленку кинооператор Ефим Учитель, он вспоминал: «За дирижерский пульт встал Карл Ильич Элиасберг. Подобно всем ленинградцам той поры, он был худым, осунувшимся, почти согнутым. Но одет он был во фрак и с бабочкой, как и положено дирижеру. Я не мог оторвать взгляд от Элиасберга, на его лице отражались все чувства, все переживания, которые вызвала музыка Шостаковича: горечь и боль утрат, гнев против фашистских извергов, вера в грядущую победу».

 80 минут, пока звучала музыка, молчали немецкие орудия: командующий Ленинградским фронтом Леонид Говоров дал приказ начать операцию огневого подавления вражеских батарей «Шквал». Мощным огнем советские артиллеристы обеспечили почти полтора часа тишины. Во время исполнения симфонию транслировали по радио и по громкоговорителям городской сети. Ее услышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград фашисты.

Карл Элиасберг

«Седьмая симфония посвящена торжеству человеческого в человеке, – писал Алексей Толстой. – Постараемся (хотя бы отчасти) проникнуть в путь музыкального мышления Шостаковича — в грозные темные ночи Ленинграда, под грохот разрывов, в зареве пожаров, оно привело его к написанию этого откровенного произведения… Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебания смертный бой с черными силами. Написанная в Ленинграде, она выросла до размеров большого мирового искусства, понятно­го на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний. Симфония прозрачна в своей огромной сложности, она и сурова, и по-мужски лирична, и вся летит в будущее, раскрывающееся за рубежом победы человека над зверем… Национален в симфонии сам Шостакович, национальна его русская рассвирепевшая совесть, обрушившая седьмое небо симфонии на головы разрушителей».

Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича стала музыкальным памятником героизму советского народа. 5 мая, в преддверии Дня Победы, Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь внесет свою лепту в историческое шествие великого произведения. В масштабном исполнении примет участие симфонический оркестр Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь. За дирижерским пультом – народный артист Беларуси маэстро Александр Анисимов.

Фото из архива sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter