Сегодня у легендарной Рубежевичской фитоаптеки – новоселье

Знаменитая аптека Беларуси

Сегодня единственная в стране фитоаптека — Рубежевичская — празднует новоселье. О нем давно мечтал ее многолетний бессменный руководитель Анатолий Григорьев, личность не менее легендарная. В его трудовой книжке — одна‑единственная запись от 27 июля 1978 года: «Принят на работу на должность заведующего аптекой № 128 деревни Рубежевичи Столбцовского района Минской области». Анатолий Иванович хотел, чтобы аптека имела, как он выразился, шляхетский вид, сочетающийся с интереснейшей историей самого местечка. Оно так и получилось. В основу проекта лег эскиз Александра Кухарева, члена Союза художников Беларуси, уроженца этих мест.

Благодаря реконструкции аптека приобрела шляхетский вид.

Аромат истории

Почти за полтора столетия своей истории эта аптека, ни разу не меняя деревенской прописки, оказывалась на территории пяти государств: Литвы, России, Польши, СССР и Беларуси. На возвышенности между реками Сула и Перекуль местечко Рубежевичи появилось в конце XIII века. Это была окраина (рубеж) Великого Княжества Литовского, отсюда и название. В базарные дни на центральную площадь съезжались купцы. Многие увозили и целебные травы, которых в этих местах было немало. В 1875 году Александр II разрешил рубежевичскому госпиталю продажу лекарств. Медикаменты в основном ­­привозили из Варшавы. А поскольку они были дорогими, то в лечение все чаще вводились местные травы. Первыми их стал использовать местный аптекарь с Ивенецкой улицы. Имени его, к сожалению, не сохранилось…

Станислав Вилькоцкий.
В 1946 году аптеку возглавил знаток лекарственных трав Станислав Вилькоцкий из деревни Запольцы, что в 10 км от местечка. Несмотря на то что докторского диплома у Вилькоцкого не было, только провизорский, слава о нем гремела по всему Союзу. На протяжении всей жизни он собирал редкие книги — манускрипты, палимпсесты и инкунабулы по травяному делу, кропотливо записывал и обобщал народные рецепты, создавал свои. В 1964 году аптека переехала в нынешнее здание, бывшую усадьбу председателя колхоза Макея. Станислав Иванович добился, чтобы она официально стала центром заготовки лекарственного сырья и получил разрешение на изготовление препаратов на основе врачебных предписаний. И это несмотря на то, что фитотерапия одно время, с появлением антибиотиков и гормональных препаратов, была официально признана бесперспективной. К 1970 году на территории СССР осталось только 3 фитоаптеки: во Львове, Вильнюсе и Рубежевичах…

Ситуация в корне изменилась, когда в 1999 году было принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О государственной программе «Здоровье народа», предписывавшее «расширить практику нетрадиционных методов (гомеопатия, фитотерапия и др.) в лечебно‑профилактических учреждениях». К травам опять повернулись лицом.
Рубежевичские сборы очень хорошо помогают при хронических заболеваниях печени, желудка, почек, сердечно‑сосудистых недугах, аллергиях, проблемах с артериальным давлением, ранах, кожных заболеваниях, эпилепсии, псориазе, мастопатиях, фибромиомах, ослабленном иммунитете и даже бесплодии. А вот ДЦП, красная волчанка, рассеянный склероз, курение, алкоголизм пока не поддаются лечению.

Требуется преемник

Отработав почти 30 лет, Станислав Вилькоцкий был вынужден отойти от дел. Тогда‑то и выяснилось: достойной замены ему нет. За 3 года в аптеке сменились четыре заведующих. Пока в 1978 году не приехал молодой провизор Анатолий Григорьев. Он тоже свято верил в целебную силу трав.

Легендарный провизор Анатолий Григорьев за работой.

Еще во время учебы в Витебском мединституте ими заинтересовался. Занимался научной работой, готовился к защите диссертации. Практику проходил в Москве, во Всесоюзном институте лекарственных и ароматических растений. После окончания вуза его ждали на кафедре фармацевтической химии. Но прежде нужно было отработать по распределению. Должен был ехать в Заславль, но уговорили всего лишь год поработать в Рубежевичах. А он остался навсегда. При желании уже давно мог сменить тесноватый кабинет в сельской аптеке на просторные апартаменты (приглашения поступают и по сей день), но Анатолий Иванович считает, что у каждого свой путь. Собственную миссию — и как провизора, и как человека — он видит в продолжении богатой традиции белорусской фитотерапии.

— Фитотерапия имеет право на жизнь, как и другие методики лечения: медикаменты, хирургия или физиотерапия. Травы хороши тем, что при хронических заболеваниях и при длительном приеме они не столь токсичны, как лекарства. Они сродни нам, а потому ближе и полезнее. Но это не значит, что лечиться надо только растениями. Одна и та же травка одному может помочь, а другому и навредить.

Но просто отпускать лекарственные растения в аптеке скучно. Григорьеву хотелось рассказывать об их целебных свойствах и силе. В итоге Анатолий Иванович — единственный в стране провизор, ведущий прием. Каждый день к нему приезжают около 50 человек. В том числе и из‑за рубежа. Кто‑то за помощью, кто‑то за опытом. Никаких заочных рекомендаций: только глаза в глаза. И обязательно с результатами анализов и выпиской из истории болезни.  

— Что такое болезнь? — рассуждает доктор. — Это отклонение от той программы, которую человек получил при рождении. Сбой, вызванный окружающей средой, ослабленным иммунитетом или стрессовыми ситуациями.

В аптеке есть и профилактические, и стандартные сборы. Вместе с учеными профильных РНПЦ разработано более трех десятков сердечных, урологических и противоонкологических сборов. В архиве Анатолия Ивановича около тысячи рецептов травяных сборов, мазей и настоек, большая часть которых составлена им самим. Как зеницу ока бережет сельский провизор несколько чудом сохранившихся пожелтевших страниц из старинных манускриптов, доставшихся ему от Станислава Вилькоцкого, который по‑отечески его наставлял.

Учитывает и зарубежный опыт. С большим уважением относится к старинным династиям травников — Ковалевых, Носалей. Но лучшим лекарством считает не привозные, а местные травы. Раньше работники аптеки сами их собирали и закупали у населения. Сейчас требования жестче, да и экспертиза дороже, поэтому растения поступают через аптечную базу. Каждый год здесь перерабатывают более 13 тонн растений 64 наименований.

Григорьев уже на пенсии, но каждое утро спешит на работу. И мечтает о преемнике. Только вот откуда ему взяться, если раньше лекарственные растения изучали в вузе 4 года, а сейчас — всего лишь несколько часов…

sad@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter