Бывшие управленцы «Гомельгосплемпредприятия» дают показания в суде по коррупционному делу

Знал, понимал. Брал, потому что боялся

В СУДЕ Центрального района Гомеля вот уже неделю разбирают скрытые нюансы хозяйственной деятельности РСУП «Гомельгосплемпредприятие», на котором замыкается развитие племенного животноводства региона. Фирмы, договоры, поставки. И взятки… Такой круг вопросов к бывшим управленцам — генеральному директору Андрею К. и начальнику сектора маркетинга и правовой работы Вадиму К., которые обвиняются в коррупционных преступлениях, совершенных в 2012—2015 годах.


Зал суда, где планировалось первое заседание, за несколько минут до начала процесса меняют на более просторный. Слишком много людей. Всех не вместить. В основном родные недавнего руководителя. 39-летний Андрей К. находится под стражей. Его бывший подчиненный — 38-летний Вадим К. — под подпиской о невыезде. На суд приходит сам. Пожилая седенькая женщина в цветастом платке, минуя милицейский конвой, не отрывает взгляда от арестованного:

— Держись, сынок!

В этих историях больнее всего родным и близким. Допустить сложно. Принять невозможно в принципе. Судья объявляет о начале судебного следствия. Государственный обвинитель — помощник прокурора Гомеля Анна Зуборева — зачитывает материалы. Что ни предложение, то цифры. В апреле 2012 года возле «Гомельгосплемпредприятия» начальник сектора маркетинга и правовой работы получил денежные средства в качестве незаконного вознаграждения в размере 700 долларов, передал генеральному директору… В июне 2013 года на территории Минского района получил  тысячу долларов, передал гендиректору… В апреле 2014 года на территории Смолевичского района получил 1330 деноминированных белорусских рублей, передал… В общей сложности сумма взяток оценивается в 40 тысяч рублей, количество эпизодов — больше 40. 

Представителю прокуратуры понадобилось почти четыре часа, чтобы прочитать гособвинение. Постепенно прорисовывается суть дела с позиции следствия. Ведущее предприятие области обслуживает хозяйства по вопросам разведения племенного скота. Некоторые программы выполняет по заказу государства. Там, где речь идет о госзакупках, проводятся тендеры и прочие процедуры, определенные законодательством. Где — за собственные средства, само определяет партнеров. Как? 

СУДЯ по материалам дела, в этой части как раз больше всего интересного. Для того чтобы «Гомельгосплемпредприятие» покупало у той или иной фирмы расходные материалы и оборудование, а после вовремя рассчитывалось за поставки, коммерсанты платят руководителю от 5 до 12 процентов от суммы сделки за минусом налога на добавленную стоимость. Деньги передают в конвертах через начальника сектора, а тот несет гендиректору. 

Зная положение дел в сельском хозяйстве, невольно задаешься вопросом: стоят ли того немаленькие левые траты? Не скажите. Например, среди многих равных крупное предприятие отдает предпочтение конкретной фирме. Значит, есть постоянный заказ. Опять же получить деньги за товар в АПК — большая проблема. Обычно расчеты растягиваются на долгие месяцы. Здесь же оплата при первой возможности. 

Это версия следствия, основанная на собранных доказательствах. В суде их предстоит изучить. Гособвинитель начинает допрос обвиняемых с подчиненного Вадима К.:

— Какие отношения у вас были с директором?

— Поначалу дружеские. Вместе ездили отдыхать на море. Потом — только рабочие.

— Почему изменились?

— Власть, наверное, и остальное…

— По какому принципу выбирались для сотрудничества компании, которые ныне фигурируют в материалах уголовного дела?

— Я пришел на предприятие в 2009 году. Многие из них уже были в числе партнеров. Например, индивидуальный предприниматель Ш., который делал крупные поставки расходных материалов для искусственного осеменения, раньше работал на этом предприятии.

— Индивидуальный предприниматель Ш. передавал вознаграждения?

— Да, передавал. Состоялся разговор с гендиректором, он сказал, что Ш. будет передавать через меня конверты и пакеты. Конкретно о деньгах речи не шло. За что, не сказал.

— Почему вы решили, что это деньги?

— Я все понимал. Понимал, за что. Но вопросов не задавал. Я подчиненный. 

Тут уж судья не выдержал такой производственной простоты:

— Вы понимали, что совершаете противоправные действия? Почему вы на это согласились?

— Понимал. Раскаиваюсь. Боялся потерять работу…

— Вы получали проценты с вознаграждений?

— Нет.

ПОДОБНЫЕ сценарии — и по всем остальным случаям. Вадим К. объясняет, что в его обязанности входила подготовка таблицы по расчетам с контрагентами, которых было около трех десятков. Генеральный директор сам определял, делая пометки или устные распоряжения, с кем рассчитываться в первую очередь, потому что деньги на расчетном счете были не всегда. Случались и просрочки в погашении сумм за отгруженный товар. «Конверты обычно передавались после оплаты за поставленную продукцию», — конкретизирует обвиняемый. С представителями фирм встречался в разных местах: на улицах областного центра, в стенах предприятия, в Минском и Смолевичском районах. Говорит, приемка-передача конвертов проходила в основном в машинах без лишних слов. Без лишних слов эти конверты, не открывая, он потом при личной встрече без свидетелей якобы передавал генеральному директору.

 Однако, судя по вопросам, которые экс-гендиректор теперь задает в суде бывшему подчиненному, все было как-то иначе. Пытается вывести на это и участников процесса. Обращается к Вадиму К.:

— У нас был с вами разговор о том, что я вас уволю? Почему он состоялся?

— Нет. Такого разговора не было.

Андрей К. теряется… Впрочем, скоро ему предоставят слово, и он сможет изложить и аргументировать свою позицию. Предполагается, что допрос гендиректора начнется на будущей неделе. После этого заслушают свидетелей. По делу их проходит около 80.

В ЗАЛЕ много эмоций. Чуть ли не каждое слово вызывает реакцию. Родные бывшего гендиректора подходят к прессе сами. Просят не спешить с выводами. Оно и правильно. Это дело суда.

КСТАТИ 

В материалах дела содержатся факты регулярного использования гендиректором служебного автомобиля в личных целях, а также покупки за счет средств предприятия оборудования для электрификации дома супруги. На этапе предварительного расследования на имущество обвиняемых был наложен арест на сумму свыше 110 тысяч деноминированных рублей, в том числе дом и автомобиль Hyundai Grandeur 2013 года выпуска. При этом бывший руководитель предприятия пытался скрыть дорогостоящую иномарку от ареста, дважды переоформив ее на других лиц. 

А В ТО ЖЕ ВРЕМЯ

В Рогачевском районном суде слушается уголовное дело по обвинению в коррупции бывшего начальника отдела внешнеэкономической деятельности ОАО «Рогачевский молочно-консервный комбинат». По версии следствия, 43-летний специалист в качестве взяток получил не менее  миллиарда неденоминированных рублей. По материалам уголовного дела, озвученным в суде, на протяжении пяти лет, начиная с 2010 года, обвиняемый получал от представителей различных коммерческих структур России и Казахстана незаконные вознаграждения деньгами и подарками. За это управленец обещал помощь в заключении контрактов и своевременной поставке востребованной продукции в адрес фирм. К слову, размер благодарностей зависел от количества товаров, отгруженных со складов комбината.

dralukk73@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter