Знаковое решение в исторический день

В праздничное воскресенье в Беларуси царила потрясающая атмосфера. Действительно, этот День Победы стал для нашей страны особенным. И совершенно не случайно он совпал с другим торжеством — Днем Государственного герба и Государственного флага. Мы подводили итоги того сложного периода, когда в открытом противостоянии нам пришлось отстаивать и наши святые национальные символы, и память о Великой Отечественной. И отстояли. Это победное 9 мая Президент выбрал для подписания декрета, который он уже анонсировал ранее как один из самых важных за все время своего нахождения у руля нашего государства.

9 Мая на мемориальном комплексе «Курган Славы» зажглась праздничная подсветка.

Но вначале все же об атмосфере. О том, что видел сам. На улицах Минска люди братались. Поздравляли друг друга. На площади Победы еще долго после завершения официального митинга было людно. Красные знамена, символизирующие Великую Победу, сливались с нашим государственным флагом. Тысячи и тысячи минчан и гостей столицы, сменяя друг друга, возлагали цветы к Вечному огню. Величественный ­мо­нумент Победы буквально утопал в венках, розах, гвоздиках, тюльпанах. Не верилось, что в августе прошлого года кто-то посмел на это святое место притащить полотнища, под которыми полицаи прислуживали оккупантам, убивали наших людей и сжигали наши села. Тогда, в 2020-м, армия встала на защиту мемориалов, дорогих для каждого белоруса. На этот раз, несмотря на все призывы из-за границы, никто так и не решился появиться на улицах с бчб. Еще бы! Им бы пришлось иметь дело с теми, кто не предал память своих предков.

А вечером на площади Государственного флага состоялось новое торжество. Сильная речь Президента, строгий, но волнующий ритуал чествования национальных символов, клятва молодежи… И опять атмосфера, которую невозможно забыть. Люди подходили к офицерам — тем, что остаются на передовой борьбы за нашу Беларусь. К журналистам, которые также оказались на передовой в этой гибридной войне. Слова благодарности, совместные фото. Да, друзья, у нас появляются новые традиции. 

Александр Лукашенко выбрал именно 9 мая для подписания важнейшего декрета — о защите суверенитета и конституционного строя. Как справедливо сказала Наталья Кочанова, еще совсем недавно мы не могли и подумать о том, что такой документ придется принимать в нашей мирной и спокойной стране. Но мир ощетинился. Чрезвычайные обстоятельства требуют чрезвычайных мер. Конечно, каждый из нас надеется, что этот декрет никогда не придется применять. И все же государство обязано предусматривать все варианты развития ситуации, даже самые страшные, и быть готовым принять удар. И выдержать его. Именно на это и направлен новый правовой акт.
Если говорить просто, врагу не удастся сокрушить Беларусь ни при каких условиях. 
 Да, у нас есть Главнокомандующий — сильный, волевой, надежный. И поэтому противник направляет на него все удары. В том числе готовит планы покушения. И здесь мне припоминается один эпизод из тех тревожных дней августовской борьбы…

14 августа группа оппозиционных деятелей постучалась в двери ­Парламента. Они пришли наглые, уверенные в своей скорой победе. Пригласили на ту встречу и меня — как представителя Белорусского союза журналистов. Пришлось объяснить «господам революционерам», что революции, в том числе и цветные, далеко не всегда оканчиваются успехом. А им доведется иметь дело с коллективным Лукашенко, то есть с каждым из нас.

Фактически схожая идея — «коллективного Президента» — как гаранта стабильности и порядка и заложена в новом декрете. Им становится Совет Безопасности. Это коллегиальный орган, которому подчинены все сферы жизни в нашей стране. И не только силовые — достаточно посмотреть на состав совета. А на деле он опирается на поддержку всех патриотических сил Беларуси. При этом никаких противоречий с действующей Конституцией нет. Согласно статье 89 Основного Закона в случае, если пост Главы государства становится вакантным, его полномочия переходят к Премьер-министру. Так и в статье 3 нового декрета записано, что председательствовать в Совбезе будет премьер. Но права и обязанности Президента столь обширны, а возможные вызовы и угрозы в случае его насильственного устранения врагом могут оказаться настолько необычны, что в декрете закладывается дополнительная гарантия. Важнейшие решения будут приниматься тайным голосованием на Совбезе. Это вполне демократично, как и процедура обсуждения и принятия самого декрета. Напомним, о его разработке и скором подписании Александр Лукашенко упомянул как раз на том знаменательном республиканском субботнике 17 апреля, когда общественность впервые узнала о готовившемся перевороте. Более трех недель шло активное обсуждение нового декрета. И вот он подписан. Декрет, без сомнения, станет историческим...

Хотя тот подъем патриотизма, который сейчас переживает Беларусь, та гражданская консолидация, что позволила устоять в прошлом году и сохранять суверенитет сейчас, являются залогом того, что этот декрет так и останется документом «на всякий случай». По крайней мере, мы сделаем для этого все возможное.

Вадим Гигин, кандидат исторических наук, доцент.

Фото БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter