Источник: Знамя юности
Знамя юности

Узнали, во сколько встает на работу лучший вагоновожатый Минска Марина Алай и какой маршрут у нее самый любимый

Знакомым маршрутом

Обыватели сочтут труд водителя трамвая однообразным: мол, колесишь по давно заученным маршрутам, каждый день одно и то же. А вот для вагоновожатого трамвайного парка предприятия «Минсктранс» Марины Алай ее работа по-своему интересная и динамичная. Путь от курсов подготовки до звания «Минский мастер» она проделала за 14 лет. Корреспондент «Знаменки» прокатилась в кабине с лучшим вагоновожатым города и узнала, во сколько она просыпается на работу и за что любит новый состав «Метелица».

Марина Алай – лауреат конкурса «Минский мастер»

…Трамвай 1-го маршрута совершает разворотный круг на конечной остановке – площади Мясникова. Здесь мы встречаемся с Мариной утром: у нее есть несколько минут, после чего она четко по расписанию – в 09:15 – выезжает на линию. Второго места в кабине не предусмотрено – приходится примоститься на крошечной табуретке. Час пик миновал, и на остановках уже не так многолюдно. Марина рассказывает, как пришла в профессию:

– После окончания педагогического колледжа я, недолго поработав в школе, поняла, что это не мое. Подруга, водитель троллейбуса, предложила пойти на курсы подготовки. «Минсктранс» тогда как раз набирал желающих в группу по обучению вождению трамвая. Новую профессию освоила за полгода. Позднее получила и высшее образование по специальности «Организация дорожного движения» на автотракторном факультете Белорусского национального технического университета.

Наш трамвай тем временем подъезжает к пересечению улиц Захарова и Чапаева, где идет ремонт путей: вагоновожатый притормаживает, чтобы сварщик приостановил работу.

Чаще всего Марина выезжает на маршрут № 1 – перевозит пассажиров из микрорайона Зеленый Луг к железнодорожному вокзалу. Но за эти годы изучила и другие маршруты минских трамваев. Та же единица передвигается по достаточно узкой улице Якуба Коласа, в часы пик нерадивые водители авто часто заезжают на трамвайные пути и мешают движению. Встречаются и лихачи, не желающие пропускать идущих к трамваю или выходящих из него людей.

Вагоновожатый отвечает за то, чтобы вагон двигался плавно и мягко, прибывал на остановки по расписанию

Марина признается, что обстановка на дороге лет десять назад была куда спокойнее:

– Движение не было таким интенсивным. Правила и знаки едины для всех участников дорожного движения, однако, как и в обычной жизни, на дороге тоже встречаются хамы. Сегодня я спокойно ориентируюсь в транспортном потоке и просчитываю обстановку на шаг вперед – как в шахматах. Я в ответе за то, чтобы вагон двигался плавно и мягко, прибывал на остановки по расписанию.


График у вагоновожатых такой: четыре дня – первая смена, два выходных, четыре – вторая. Есть и резервные дни, когда водитель находится в депо, а в случае непредвиденных обстоятельств (если заболел коллега или случилось ДТП) его вызывают. Просыпаться приходится рано: чтобы в пять часов утра выехать из трамвайного парка на линию, надо встать в три. Но Марина не жалуется, наоборот, признается, что любит первые смены даже больше:

– Я жаворонок – ранние подъемы даются мне легко (конечно, при условии, что лягу спать не позже 22:00). В утренней работе есть и еще одна прелесть: можно наблюдать, как просыпается и оживает город, как спешат на работу его жители.


С 2014 года все водители предприятия «Минсктранс» обзавелись формой единого образца: рубашкой с коротким и длинным рукавом и жилетом, украшенным фирменным логотипом. Марина новшество восприняла с позитивом:

– В каком-то смысле мы являемся лицом города. И это правильно, что минчане и гости столицы видят нас в опрятной униформе.

У водителя нет своего трамвая. Всякий раз они водят разные машины, ведь в депо не всегда возможно поставить рельсовый транспорт в порядке выезда на маршрут. Но особое удовольствие для вагоно­вожатого – провести смену на современном трамвае «Метелица». Любит этот мощный состав и Марина:

– Для вождения нужно пройти дополнительную стажировку. Это трамвай нового поколения: идет бесшумно, в кабине водителя и салоне климат-контроль. Для наших условий эта машина не совсем приспособлена: ей нужен простор, чтобы она, как электричка, могла разогнаться и идти на скорости. А у нас расстояние между остановками небольшое: только возьмешь разгон – уже нужно тормозить.

В нынешнем году Марина победила в конкурсе профессионального мастерства «Минский мастер», организатором которого выступает Минское городское объединение организаций профсоюзов. Испытания включали проверку знаний ПДД: Марина справилась быстрее всех – за 80 секунд ответила на 20 вопросов. Практическая часть состояла из пяти заданий по вождению: и здесь удача – ни одного штрафного балла!

– Те, кому эта профессия не нравится и кто приходит в нее только ради зарплаты, надолго не задерживаются и уходят через год-другой, – рассуждает Марина. – Своих сыновей – 12-летнего Антона и 9-летнего Андрея – приводила к себе на работу, показывала устройство трамвая. Может, в будущем кто-то из них захочет последовать по моим стопам.


Свой маршрут с 20 остановками наш трамвай преодолевает за полчаса. Прибыв на станцию «Зеленый Луг», вагоновожатый направляется в диспетчерскую. Время обеда.

КСТАТИ

Протяженность трамвайной сети Минска – 62,9 километра. В будни по восьми маршрутам курсирует 80 трамваев, в выходные дни по шести маршрутам ездят 45 трамваев. В июне 2019 года в трамвайный парк для опытной эксплуатации поступил новый современный низкопольный состав «Метелица». Длина его вагона – 26,7 метра, максимальная вместимость – 248 человек, мест для сидения – 52.

derzhanovich@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Александр ГОРБАШ