Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Работать в такой обстановке − одно удовольствие». Чего ждет от первого рабочего места молодая учительница Анна Сокол

Знакомьтесь: Анна Ивановна

23-летняя Анна Сокол торопит время: ну же, август, проходи скорей! Молодому специалисту не терпится войти в один из просторных классов Боровлянской средней школы № 3, поправить на столе башню из тетрадок и учебников и представиться: «Здравствуйте, дети. Меня зовут Анна Ивановна, и я ваш новый учитель».

Красный диплом прилагается

- Несмотря на мою строгость, десятку у меня получить все же проще, чем единицу
От Боровлян до агрогородка Субботники Ивьевского района – 150 километров или два часа на автобусе. Там, в Субботниках, Аня росла, училась в школе и, набросив на плечо мамину сумочку, изображала перед зеркалом, как она, вся из себя строгая и прекрасная, входит в школьный класс. Впрочем, несмотря на детскую любовь к профессии учителя, Анна долго сомневалась: а правильно ли выбрала специальность? Справится ли?

– Прежде чем поступить на физико-математический факультет Белорусского государственного университета имени М. Танка, я четыре года отучилась в педагогическом колледже в Лиде. Но лишь на третьем курсе пришло осознание: «Да, это мое!»

Университет студентка окончила со средним баллом 9,1, став одной из лучших выпускниц 2019 года и получив персональное приглашение на Республиканский бал выпускников вузов. Правда, красный диплом был не целью, а лишь приятным «побочным эффектом», признается Анна:

– Я просто добросовестно училась. О том, что могу претендовать на диплом с отличием, узнала ближе к выпуску.

Аня поступала на один из самых сложных факультетов с твердым намерением стать учителем математики, но ближе к выпуску начала уделять больше внимания смежной специальности – информатике:

– И дипломная работа тоже была по информатике: она касалась методов преподавания этого предмета в старших классах. Я написала программу, которая помогает выяснять уровень знаний ученика с помощью теста, причем она сама определяет, какое задание предложить. Справился с трудным вопросом? Держи другой, посложнее. Не смог выбрать правильный вариант? Тогда попробуй сначала ответить на тот, что полегче. Конечно, программа еще сыровата, но в школе мне уже пообещали, что смогу продолжать заниматься научной деятельностью.

Нужно сразу расставить точки над «i»


Первое сентября Анна ждет с трепетом, но без страха. И это объяснимо: последние полтора года студентка совмещала учебу на дневном отделении с работой в минской средней школе № 20, где вела математику и информатику.

– У меня было всего пять лет разницы с самыми старшими учениками: одиннадцатиклассникам 17, мне 22. Чтобы не дать им скатиться до панибратства, на первом же занятии расставляла точки над «i», показывала, что я учитель строгий, который любит дисциплину и не дает списывать. Хотя, несмотря на всю суровость, десятку у меня получить все же проще, чем единицу. Хотя последнее тоже бывало.

За время работы молодой специалист уже успела обзавестись профессиональными лайфхаками:

– У пяти- и шестиклашек рассеянное внимание, поэтому их надо постоянно переключать: разобрали новую тему – порешали примеры – провели физкультминутку. Оптимальный способ закрепления материала – игра. Например, решив повторить с ребятами устный счет, я беру на урок мяч: бросаю его ученику и озвучиваю пример, а он возвращает мне снаряд вместе с ответом.

Учеба заняла у Ани восемь лет: четыре года она получала знания в колледже и еще четыре – в университете

А еще Анна любит групповую работу:

– Современные дети активные, продвинутые, но при этом какие-то одинокие. Они плохо умеют трудиться в команде, разделять обязанности: кто-то тянет одеяло на себя, кто-то сидит в сторонке и отмалчивается. Уделяю особое внимание тому, чтобы научить их работать вместе.

В минской школе Аня решила не оставаться – в администрации расстроились, но отпустили. И Аня за это благодарна:

– Как человек, который вырос в сельской местности, всегда стремилась быть ближе к природе. Поэтому остановилась на Боровлянах: 20 минут до Минска, но в то же время вокруг лес, чистый воздух. Плюс прекрасная школа, которая открылась всего год назад. Здесь свежий ремонт, во всех классах – проекторы, «растущая» мебель. В такой обстановке работать будет одно удовольствие.

Велосипед для учительницы

Больше всего Анна любит учить, учиться и читать

В отличие от большинства молодых специалистов, которые заступают на работу первого августа, педагогические работники начинают трудиться чуть позже, с 15-го. Анна не знает, какие классы ей достанутся. Но точно известно, что в качестве допнагрузки она получит классное руководство, и пока это ее главный повод для переживаний:

– Общий язык с детьми найду, в этом я уверена. Больше беспокоюсь за то, как сложатся отношения с родителями, будут ли они всерьез воспринимать вчерашнюю студентку, которая намного младше их.

Последние свободные дни Аня проводит с пользой, обустраивает квартиру, которую, побоявшись наплыва молодых кадров, предусмотрительно сняла еще в конце весны. Первым оборудовала рабочее место: на столе ждут своего часа ноутбук и принтер.

– Пока есть время, хожу по книжным магазинам: потихоньку ищу и покупаю интересную методическую литературу. И еще гардероб нужно обновить. В школу обычно хожу в платьях или в строгих брючных костюмах. Одна беда – все они очень пачкаются от доски. Если вдруг кто-то изобретет ткань «антимел», буду покупать наряды только из нее.

Есть у Ани и еще одна мечта:

– Хочу обзавестись личным транспортом. Нет, не машиной – велосипедом. 20 минут до школы, 20 минут обратно – и вот голова уже свежая, а ты готов к новым подвигам.

Квартиру в Боровлянах выпускница предусмотрительно сняла еще в конце весны

НА ЗАМЕТКУ

Анна Королевич, директор Боровлянской средней школы № 3:

– В этом году, помимо Анны, к нам приходит еще 19 молодых специалистов. Ребятам, которые через пару недель переступят школьный порог в новом качестве, я хотела бы посоветовать:

• искать индивидуальный подход к каждому ребенку. Как ни банально это звучит, все люди разные. Мы даже говорим с разным темпом: кто-то медленно, а кто-то – быстро, не успевая за собственными мыслями. Поэтому нет ничего удивительного в том, что один ученик схватит новую тему на лету, а кому-то понадобиться пять занятий, чтобы ее усвоить. Для нашей школы этот пункт – не пытаться привести всех к общему знаменателю – особенно актуален, ведь Боровлянская СШ № 3 – инклюзивное учреждение. Только в начальной школе у нас было 10 интегрированных классов;

• учитель должен замечать победы учеников, даже самые маленькие. Давно известно: если дашь ребенку один процент внимания – отдача будет 100-процентной;

• и главный совет: эмоции, слезы, плохое настроение – все это должно оставаться за дверями класса.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter