Знак восклицания

В следующем году в Минск обещают привезти работы Сальвадора Дали Подарить свои работы музею хотел бы, наверное, каждый.
В следующем году в Минск обещают привезти работы Сальвадора Дали

Подарить свои работы музею хотел бы, наверное, каждый. Но не от каждого принимаются его дары. Ведь тогда в биографии художника навсегда остается благородная отметина: "Картины хранятся в Национальном художественном..." Эту строчку надо заслужить, потому что она, пожалуй, приравнивается к званию или даже награде: государственный музей не сравнится в престиже ни с частной коллекцией, ни с галереей, пусть и сто раз известными, модными. Госмузей - это национальная сокровищница.

В нашем Национальном художественном музее есть подарки от великих соотечественников, от русских художников, от иностранцев. На этой неделе музей принимал в подарок картину от итальянского художника Уго Несполо, которую передавал в дар посол Италии в Беларуси г-н Гульельмо Ардиццоне. В прошлом году выставка известного художника из Турина Уго Несполо демонстрировалась у нас почти месяц. И вот - картина с выставки в дар: своего рода точка (пожалуй, лучше восклицательный знак) в очередном этапе белорусско-итальянского культурного диалога.

С Италией у нас давно "роман". Со времен миланской герцогини Боны Сфорцы, которая вышла замуж за князя литовского и короля польского Жигимонта I. С той самой поры - эпохи Ренессанса - культура Беларуси испытывала мощные импульсы итальянского искусства. Сейчас наши связи тоже отчетливы: страны ежегодно обмениваются художественными проектами. Буквально в эти дни в Милане, в муниципальной галерее Деи Поми (в этом старинном особняке останавливался когда-то сам Леонардо), работает выставка "Белорусская икона XVI - XVIII вв. Новые открытия". Потом она поедет в Триест, Рим, Неаполь. Кстати, собственное собрание Деи Поми тоже весьма значительное - галерея владеет Сальвадором Дали. Владимир Иванович Прокопцов, директор Национального художественного музея, не стал хранить новость до официального объявления: Дали из Милана привезут на выставку в Минск в следующем году. Не сглазить бы: бронза и графика Сальвадора Дали - это все-таки не пятые - десятые эскизы Марка Шагала, которые доставались белорусскому зрителю за неимением средств на лучшее.

Об удовольствии "пощупать" шедевры своими глазами с Владимиром Ивановичем можно говорить часами. Но - остановились и затронули тему более официозную: реституцию. Недавно на открытии выставки из Национального музея в Москве в Третьяковской галерее даже московские журналисты задавали этот вопрос. Ведь судьба довоенного собрания Национального музея - печальная тайна. Собрание вывезено гитлеровцами, но теперь на что-то предъявлять права невозможно: нет каталога, то есть паспорта, довоенных экспонатов - молодая белорусская галерея до войны просто не успела его составить. Впрочем, существует нюанс: знаменитые и очень дорогие нам слуцкие пояса, а также некоторые белорусские иконы находятся сейчас в музеях Российской Федерации - они попали туда тоже в период Великой Отечественной. Владимир Прокопцов сказал, что вопрос о возвращении уже поднимался на уровне министров Беларуси и России. В коллекции музея сейчас около 27 тысяч экспонатов. Но цифры для музейного дела - совсем не то, что для бухгалтерского. Даже если запасы музея в одночасье удвоятся, хранители все равно будут считать их неполными - пока все утраченные шедевры не вернутся на родину.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter