От производителя до потребителя: от чего и от кого зависит колебание цен на продукты питания

Знак цены

Кто играет на повышении цен — законы рынка или аппетиты переработчиков сельхозпродукции и торговых сетей

Статистика свидетельствует: в октябре прирост потребительских цен сохранился на уровне прошлого года и составил 5,3 процента. Понятно, что процесс этот весьма динамичный: в какой-то момент что-то дешевеет, что-то растет в цене. Ситуация стабильная и прогнозируемая, факторов, которые вызывали бы сильную озабоченность, нет. Тем не менее Белстат информирует нас об интересных тенденциях десяти месяцев. Так вот, за это время гречневая крупа подорожала на 18,4 процента, пшенная — на 15,5, перловая — на 14,9, овсяные хлопья — на 12,9, манная крупа — на 11,3 процента. В лидерах по росту цен с декабря прошлого года оказались также пищевая соль — 10 процентов, сливочное масло — 9,1, молоко — 8,8, сыр рассольный — 8,6, сыр мягкий — 8, сметана — 8, йогурт — 7,5, кефир — 7,4 процента.

Журналисты «СГ» задались вопросом, почему это происходит?  И попытались отследить, на каком этапе по пути к прилавку продукт вырастает в цене.


НАПОМНИМ, в этом году, реагируя на рост потребительских цен, МАРТ определил рекомендуемые предельные уровни торговых надбавок на отдельные социально значимые товары. К примеру, на молоко и кефир жирностью до 2,5 процента, сметану до 20 процентов, 16-процентный творог они составили 15 процентов.

Интересуемся ситуацией в магазинах. Продавец торговой точки шаговой доступности признает: за год цены на молочную продукцию выросли, но не за счет торговых надбавок и за рамки рекомендованных не выходили. Покупатель, по словам собеседника, реагирует даже на незначительное увеличение стоимости и выбирает тот магазин, где дешевле. В крупных торговых сетях также уверяют, что на продукты питания, особенно на молочку, тоже придерживаются рекомендованных торговых надбавок. Что касается роста цен, то идет прямой отсыл к поставщикам, в данном случае — переработчикам.

В Комитете по сельскому хозяйству и продовольствию Гродненского облисполкома подтвердили: да, переработчики в этом году закупочные цены не раз поднимали, чтобы поддержать и себя, и, главное, своего сельхозпроизводителя.

— Выросли не только закупочные цены, — вторят коллегам из Гродно специалисты «Брестмясомолпрома». — Несколько раз в этом году увеличивалась цена на топливо. Соответственно, росли транспортные расходы на перевозку не только готовой продукции, но и сырья. Поднимались цены на вспомогательные материалы — пленку, тару и услуги. Все закладывается в затраты. Нельзя повышение цен рассматривать только в одном аспекте. Нужно понимать: это вынужденная мера, направленная на поддержку предприятий.

Но если индекс цен на цельномолочную продукцию выше разрешенных 5 процентов перерабатывающие предприятия молочной промышленности не поднимали, как уверяют в «Брестмясомолпроме», почему тогда стоимость молочки выросла?
Отпускная цена килограммового пакета пшенной крупы от «Брестхлебопродукта» — 1,1 рубля за килограмм, большой опт предусматривает скидку. Ну а теперь вспомним, сколько стоит даже не килограммовый пакет пшена на прилавке, и, наверное, пожалеем, что этот продукт не попал в сферу внимания МАРТ.
Переработчики утверждают: в подсчетах есть нюансы. Как правило, при проведении мониторинга для сравнения должны отбираться одни и те же характеристики товара. Если это молоко, то одного производителя, одной жирности и в одной таре. Представители молочных комбинатов предполагают, что так бывает не всегда. За образец берется, условно говоря, любое молоко, которое было в момент проверки. Например, в январе отметили молоко жирностью 2,5 процента, в октябре на полках, допустим, его не оказалось. Взяли другое, жирностью 3,6 процента. Цена на него, конечно, выше. В итоге фиксируется средняя цифра, указывающая на рост стоимости продукции. Причем он не расписывается по наименованиям, жирности, таре. Информация подается одной строкой — «Молоко». И как при таком подходе вычленить, какое из них в итоге подорожало, неясно, пожимают плечами производители.

ЧТО по поводу закупочных цен на молоко, гречиху и ячмень говорят сельхозпроизводители? Экономисты одного из крупных сельхозпредприятий — КСУП «Гудогай» Островецкого района — по нашей просьбе провели мониторинг цен на отдельные культуры. Итак, закупочная цена на гречиху 3-го класса, которую реализует их хозяйство, в 2018 году составляла 521 рубль (без НДС) за тонну, в 2019-м — 469 рублей. Роста, как видите, нет. Ячмень за этот период тоже «вырос» ненамного: примерно с 222 до 232 рублей. Что касается молока, то предоставим динамику с декабря 2017 года. Тогда сорт экстра реализовывали по 622 рубля (без НДС) за тонну. В январе 2018-го — 672 рубля, и эта цена действовала до середины года. В июне она снизилась до 645 рублей и держалась целый год. В июне 2019-го поднялась до 698 рублей, а с сентября — 740. Так что рост составил около 10 процентов за два года.

И еще немного занимательной арифметики. Переработчик закупает у производителя молочное сырье сорта экстра по 82 копейки за килограмм, а на прилавке магазина килограмм молока жирностью 3,6 процента стоит 1,95 рубля. Дельту в 1,13 рубля делят переработчик, которому нужно обеспечивать расширенное воспроизводство, и торговое предприятие, также нуждающееся в оборотке.

Среди предприятий, обеспечивающих нас перловкой, пшеном, гречкой и другими крупяными изделиями, одно из крупнейших — «Брестхлебопродукт». Разговор на заданную тему здесь начинаем с гречки. Ее мы в «СГ» не единожды «перебирали по зернышкам», но она до сих пор — одна из самых обсуждаемых. У покупателей возникают одни и те же вопросы: почему на прилавках больше российской гречки, которая дешевле нашей, и чем занимаются наши производители? Для начала напомним, что Беларусь не входит во Всемирную торговую организацию (ВТО), регулирующую торговые отношения всех ее членов по определенным правилам, у нас они свои. Вернемся на несколько лет назад. В России в 2016-м был хороший урожай, а в Беларуси закупочные цены для оте­чественных переработчиков поднялись на 30 процентов. Поэтому реализация белорусской крупы уменьшилась, она подорожала, не выдержав конкуренции с российской, хлынувшей в нашу страну мощным потоком. В итоге «Брестхлебопродукт», который тогда продавал гречку по 1650 рублей за тонну, затем, хоть и себе в убыток, снизил цену до 1200 рублей. В 2017 году закупочная цена на белорусскую гречиху вновь поднялась на 20 процентов, реализации снова практически не было. В 2018-м цены выросли еще на 9,5 процента. Ну и как, скажите, из дорого сырья произвести дешевый продукт? Поэтому разница между белорусской и российской крупой стала очевидна. Для того чтобы реализовать собранную сельхозпредприятиями гречиху, нужно было снижать цены. А на этом много не заработаешь. Возможно, поэтому хозяйства сократили посевные площади под культуру.
Минсельхозпрод ежегодно определяет предельные минимальные и максимальные цены на сельхозпродукцию урожая нового года, которая закупается для государственных нужд. Все, что вне госзаказа, реализуется по договорным ценам. Это касается и зерновых культур, которые попадают после переработки на наши столы в виде перловки, пшена, макарон.
Что касается 2019 года, то Минсельхозпрод снизил на 10 процентов закупочные цены на гречиху и, к примеру, «Брестхлебопродукт» тонну ее отпускает по 1450 рублей. Пока. Что будет дальше, сказать трудно, и вот почему. В России случился неурожай гречихи, впрочем, погода подвела и нас, что создает очень хорошие, как мы это уже наблюдали раньше, предпосылки для роста цен. Но импортеры говорят: цены пока старые, так как распродаются запасы. Новые будут известны где-то в январе 2020-го. И можем поспорить, что они будут иметь ярко выраженное стремление к росту.

И тут, похоже, очень кстати придется принятое месяц назад МАРТ решение об установлении предельной максимальной торговой надбавки на гречку в размере не выше 25 процентов. Она применяется с учетом оптовой надбавки производителя, которая не должна превышать 10 процентов.

Теперь поговорим о пшене, которое производит тот же «Брестхлебопродукт». Из 10 тысяч тонн сырья комбинат может получить всего лишь 6 тысяч тонн готовой крупы. В среднем это емкость белорусского рынка, то есть теоретически одно предприятие способно обеспечить нас крупой. Кстати, переработчики утверждают: по качеству белорусское зерно намного лучше того же российского. Но далеко не каждое сельхозпредприятие выращивает просо. Поэтому заводы берут все, что предлагают. При этом их загруженность намного меньше возможной. Госзаказа, который идет по установленным ценам, зачастую не хватает, а то, что свыше, — на условиях договора между продавцом и покупателем. Отсюда и разные цены.

Отпускная цена килограммового пакета пшенной крупы от «Брестхлебопродукта» — 1,1 рубля за килограмм, большой опт предусматривает скидку. Ну а теперь вспомним, сколько стоит даже не килограммовый пакет пшена на прилавке, и, наверное, пожалеем, что этот продукт не попал в сферу внимания МАРТ.


РАЗБИРАЯСЬ, откуда растут ноги у цен на крупы, поинтересовались отпускной стоимостью на них у еще одного крупного переработчика — агрокомбината «Скидельский». И вот что узнали. Перловку, фасованную в килограммовую упаковку, предприятие продает за 81 копейку без НДС. Гречка ядрица весом 0,8 килограмма уходит по 1 рублю 13 копеек, килограммовые пакеты пшена — по 98 копеек, пшеничная крупа в 750-граммовой таре стоит 61 копейку.

Причем это еще не окончательная стоимость. Если приехать на предприятие своим транспортом, отпускная цена будет ниже. Ту же гречку отдадут по 1 рублю 8 копеек. Что происходит с ценой, когда товар поставили в магазин, например, за счет производителя? Итак, берем гречку по 1 рублю 13 копеек + 10 процентов НДС. Получается 1 рубль 24 копейки. А дальше с этой стоимостью в каждой торговой точке поступают по своему усмотрению. И если на гречку стараются выдерживать установленный максимум торговой надбавки, то на другие крупы цена в магазинах может отличаться в разы. Накрутки — 25—30 процентов, а в крупных торговых сетях они достигают 60 процентов.

В одной из частных компаний-импортеров, которые поставляют в магазины крупы, произведенные из российского сырья, своя не менее интересная кухня. Конкретный пример: 700-граммовый пакет гречневой крупы фирма отпускает магазинам за 1,35 рубля. Есть еще акции, промо-календари, которые цену снижают до 1,19 руб­ля. А что на прилавках? В одном из магазинов Минской области их пакет крупы продают уже по 1,99 руб­ля. При этом, как оказалось, цены еще старые, партия прошлогодняя.

А вот по части перловки и пшена все, по словам сотрудника фирмы, зависит от фантазии и аппетита продавца. Компания отпускает пакеты такой же емкости по 66 копеек и 1,02 рубля соответственно, но мы их на полке вышеупомянутого магазина находим уже по 89 копеек и 3,01 рубля. Получается, что, пока пшено «доехало» от импортера до прилавка, его значимость увеличилась аж на 2 рубля.

В другой торговой сети в Бобруйском районе это же пшено продавали уже по 3,45 рубля. Нам поясняют: зачастую сетевики отказываются брать товар у импортеров, если они не смогут на нем получить хотя бы 60 процентов.

Интересное соотношение продукта своего и завозного мы выявили: так, из 10 видов гречки только 3 от белорусских производителей, из 6 сортов пшена — лишь 2 наших. А вот перловка практически вся наша — шесть к одному. Это к вопросу об импортозамещении, конкурентоспособности своего производителя.

Мы решили узнать, а в потребкооперации, самой разветвленной торговой сети в нашей глубинке, тоже хотят иметь свои 60? Начальник сектора цен и конъюнктуры рынка Белкоопсоюза Оксана Цикун категорична:

— Наценка на крупу — от 25 до 30 процентов и не более. Мы не можем так накручивать цены, как сетевики и частные торговцы. Тем более что речь идет о перловке и пшене. Пшено, кстати, в этом году резко подорожало по сравнению с 2018 годом. В Беларуси мало сеют проса. Мы продаем импортную крупу, поэтому стоимость одного пакета в розничной торговле будет колебаться от 2 до 3 рублей. Если говорить о сахаре, то наша надбавка — 15, на молоко — от 7 до 16 процентов.

veselukha@sb.by;

chasovitina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter